В условиях военного положения многие украинские компании приостановили свою деятельность. Но банковская система, удержавшись в тяжелые первые дни агрессии, затем демонстрировала незаурядную устойчивость и стабильность работы.
Как ведущие компании поддерживают своих сотрудников
Прежде всего, это стало возможным благодаря поддержке и релокации сотрудников. О том, как Ukrsibbank BNP Paribas Group удалось обеспечить бесперебойную работу изданию «Сегодня», рассказала HR директор Ukrsibbank BNP Paribas Group Наталья Галунко
Новые реалии
Военная агрессия России против Украины заставила работодателей полностью изменять подходы к работе с персоналом. Но для Ukrsibbank BNP Paribas Group забота о сотрудниках всегда была в фокусе стратегии работы с людьми. «Сейчас у нас есть две равноценные и взаимосвязанные цели: первая — поддержка наших сотрудников, которые, как и все украинцы, страдают не только от прямой угрозы жизни, но и находятся в ценностном кризисе; вторая — поддержка жизнеспособности нашей организации, которая является одной из системных банков, эффективность работы которого напрямую влияет на обороноспособность страны», — рассказывает HR директор Ukrsibbank BNP Paribas Group Наталья Галунко. По ее словам, с самого начала военного положения банк организовал эвакуацию сотрудников из зон с повышенной опасностью.
«Мы перевезли в Западную Украину около 500 наших сотрудников и их семей. Для тех, кто передвигался по стране самостоятельно, были обустроены временные убежища в зданиях банка в Полтаве, Ровно, Львове, Ужгороде, Черновцах, Харькове. Только через два месяца наши приюты приняли свыше 800 человек», — рассказывает Наталья Галунко. Группа BNP Paribas организовала встречу своих сотрудников на границах Польши, Румынии, Венгрии, Словении. В общей сложности более 900 сотрудников банка находятся в 41 стране мира. «Специальные координационные группы оказывают поддержку нашим людям во Франции, Австрии, Венгрии, Германии. родственникам получить разрешение на временное убежище в Польше, начать изучение польского языка, сориентироваться на рынке труда и на рынке недвижимости», — говорит Наталья Галунко.
По словам специалиста, через три месяца человек может определиться в новой реальности, спланировать дальнейшие действия и почувствовать способность снова управлять своей жизнью. Причем банк помогал украинским сотрудникам найти работу за границей. «В Польшу выехало около 400 работников, у каждого в среднем по трое родственников — все они получили поддержку наших коллег из BNP Paribas Polska. Учитывая неопределенность настоящего и инвестируя в независимость наших сотрудников, BNP Paribas предоставила многим возможности трудоустройства в другие банки и учреждения группы во многих европейских странах. В настоящее время почти 40 сотрудников получили работу в таких странах, как Польша, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Австрия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Португалия», — добавляет Наталья.
По ее словам, для людей существуют разные формы трудоустройства: постоянный контракт, временный контракт, полная занятость, неполная занятость, аналог гражданско-правового контракта. Это дает возможность каждому выбирать форму, наиболее соответствующую его личным планам.
«Ukrsibbank гарантирует возвращение всем, кто выбрал временную форму трудоустройства. Эта гарантия критически важна для людей, поскольку большинство наших сотрудников ожидает возможности вернуться на Родину и продолжить работу в нашем банке. Для тех, кто должен покинуть свои дома, но не желает покидать страну, банк арендовал гостиницы во Львове и Трускавце. Более 800 сотрудников и их семей проживали в этих отелях бесплатно в течение двух месяцев», — рассказывает Наталья Галунко.
Подъемные для сотрудников
В Ukrsibbank говорят, что сразу после начала войны было принято решение поддержать людей материально. «Как только прогремели первые взрывы и люди покинули свои дома, банк начал выплату материальной помощи. Первые транши предоставлялись всем сотрудникам, которые отправились в путь. Дальнейшие материальные пособия уже были более управляемыми и связанными с объективной оценкой угрозы и степени риска». Месяцем ранее был проведен годовой пересмотр заработной платы, выплачены годовые и отсроченные бонусы", — говорит Наталья Галунко. Большую поддержку украинское финучреждение получило от материнской компании BNP Paribas — крупнейшей европейской финансовой группы.
Почти целый месяц мы учились работать в новой реальности, нам приходилось принимать срочные решения на основе ценностей, а позже оценивать их эффективность и влияние на бизнес. исключительно использование бюджетов, так и на уровне организаций — целых кампаний по поддержке наших сотрудников за рубежом, проявлений солидарности, волонтерской активности зарубежных коллег", — рассказывает руководитель службы персонала банка.
Сейчас в банке существует структурированная программа социальной поддержки сотрудников, независимо от того, в какой стране они находятся и работают. Сложность программы состоит в том, что нет людей с одинаковыми обстоятельствами. «Каждая ситуация уникальна, каждая ситуация требует внимания и поддержки, и в то же время мы должны каждый раз делать сознательный, нравственный выбор. Вот почему в распределение компенсационных выплат вовлечен соответствующий комитет банка. В программе восемь опций, в том числе компенсация аренды жилья, надбавка за работу на территории с повышенным уровнем риска, материальная помощь при эвакуации, материальная помощь в случае гибели родственников сотрудника или самого сотрудника», — объясняет Наталья Галунко.
Не забывать о диалоге
Также важнейшим элементом стабильной работы банка в военное время стали своевременные коммуникации руководства банка с сотрудниками. Это давало людям уверенность в настоящем и завтрашнем дне. В культуре нашего банка коммуникация всегда была главным инструментом внедрения изменений и адаптации организации к новым условиям. Не очень увеличу, если скажу, что наша бизнес-модель построена на коммуникации со всеми стейкхолдерами: клиентами, регулятором, обществом, сотрудниками, государством. Мы всегда много разговаривали с нашими сотрудниками, а с началом войны делаем это постоянно, почти в режиме реального времени", — объясняет Наталья Галунко.
В середине банка существует несколько телеграмм-каналов, через которые менеджмент информирует сотрудников о антикризисных действиях, специалисты по работе с персоналом проводят опрос и изучают обратную связь и общественное мнение коллег. «Вдобавок мы создали два телеграмм-чата, в которых сотрудники могут задавать вопросы и получить быстрые ответы. Один чат посвящен бизнес-процессам, второй — вопросам по работе с персоналом. Учитывая сложность момента, мы используем каскадный подход в коммуникациях: сначала делаем общее -банковская массовая коммуникация через ютуб-трансляцию, на которой высший менеджмент анонсирует антикризисные действия и объясняет их природу; затем эта информация проводится через ряд вебинаров; под конец мы закрепляем ключевую информацию в письменном виде и размещаем во всех доступных каналах коммуникации», — объясняет специалист .
Обязательным условием таких каскадных кампаний является оценка их эффективности, которую банк получает через блиц — опрос сотрудников. Все эти действия являются органической частью стратегии слушания (Listening strategy), являющейся основой эйчар-стратегии Группы BNP Paribas. Реализуя стратегию слушания в начале апреля мы провели пульс-опрос, в котором приняли участие 77,5% наших сотрудников. В итоге Employee Net Promoter Score составила 78,54%, что является историческим максимумом для нашей организации. Мы осознаем, что такой результат — это не только признание сотрудниками действий менеджмента, но и стоящий перед нами вызов и требующий сделать этот результат устойчивым и долгосрочным, — уверяет Наталья Галунко.
Важность психологической поддержки
Многие банки делают для того, чтобы сотрудники восстановили свое эмоциональное состояние. Ведь в период войны все ощущают неуверенность и тревожность. «Мы все без исключения находимся в экзистенциальном кризисе, который определяется как состояние тревоги, ощущения глубокого психологического дискомфорта в вопросах о смысле существования. Как любой кризис, он требует от каждого из нас сверху до определения своего места в новой реальности», — говорит. Наталья Голунко.
Поэтому в первые дни войны Группа BNP Paribas открыла горячую линию психологической поддержки для сотрудников. «На основании обратной связи от наших коллег мы положили начало еженедельным публикациям от известных отечественных психологов по восстановлению ресурсного состояния и методов противодействия стресу. Каждую пятницу мои коллеги из Департамента менеджмента персонала проводят в формате онлайн „Теплые встречи“, где можно получить новые навыки, помогающие жить в новых реалиях», — говорит эксперт. Дополнительно помогло то, что еще со времен пандемии в Ukrsibbank на регулярной основе сотрудникам были доступны индивидуальные консультации профессиональных психологов, которые продолжили работать и во время войны.
Как изменится спрос на специалистов
В банке говорят, что в настоящее время их главной целью является сохранение человеческого капитала. Поэтому они идут навстречу всем, кто хочет изменить свои навыки — получить новую профессию в рамках банка и группы. «Мы делаем акцент на внутреннюю мобильность, пытаясь уже сейчас усиливать те функции и процессы, которые будут максимально вовлечены при восстановлении банка и страны в целом. Например, мы продолжаем переквалификацию наших сотрудников в Школе бизнес-аналитиков, по запросу работников возобновлена программа «Школа Лидера», — говорит Наталья Галунко.
По словам эксперта, при восстановлении потребности банков изменятся. «Любой кризис усиливает тренды. Банковская сфера не является исключением. Перевод большинства сервисов в цифровой формат требует компетенций в дистанционном обслуживании клиентов, способности поддерживать и развивать соответствующие информационные системы, обеспечивать надлежащий уровень кибербезопасности, стандартов комплаенса, внедрение изменений на уровне команд и организации в целом», — говорит эксперт. По ее словам, дистанционные консультанты, премиальные менеджеры, отвечающие за развитие отношений с клиентами, должны быть нужны уже сегодня на финансовом рынке труда. В ближайшее время в каждом банке будет спрос на специалистов по разработке информационных систем, специалистов по поддержке ИТ-инфраструктуры, специалистов по цифровому клиентскому опыту, специалистов по внедрению изменений и гибких систем управления.
Комментарии