Как пандемия COVID-19 ударила по мировой логистике и цепям снабжения? Почему кризис вызвал дисбаланс грузопотоков? Об этом «Минфину» рассказал инвестиционный аналитик «Фридом Финанс Украина» Олег Лысенко.
Мировой логистический кризис и его влияние на рынок
Причины логистического кризиса
Логистический кризис возник после первого локдауна в Китае в начале 2020 года. Основной причиной стало закрытие границ, в том числе блокировка Суэцкого канала. Это напугало большинство компаний-операторов и привело к сокращению судовой вместимости. Согласно данным агентства Drewry Maritime Research, в резерв отправили около 10% мирового контейнерного флота.
Во втором квартале 2020 года Европа закрылась, а американцы начали активно покупать китайские товары. Зачастую пособия по безработице, которые получали граждане США, превышали допандемийную зарплату людей. Прямые выплаты от государства («вертолетные деньги») составили $3,2 тыс. на человека. В результате спрос на линии Китай-США резко превысил предложение и дал первый импульс к росту ставок фрахта.
Читайте также: Еврокомиссия запустила торговую платформу для оптимизации экспорта зерна из Украины
Рост тарифов на грузоперевозки
Взлет потребительского спроса в США привел к росту импорта, ведь государственная промышленность еще не восстановилась. Как отметило Министерство торговли США, дефицит товаров и услуг достиг рекордного показателя в марте 2022 года и составил $110 млрд.
Спрос на потребительские товары в США в большей степени обеспечивается за счет Китая и других азиатских стран. Но ситуация усугубилась, ведь Китай прошел через пандемический спад раньше остальных. Объем контейнерных перевозок из Поднебесной и их стоимость резко взлетели.
- За семь месяцев 2021 г. объем грузопотока Азия-Северная Америка вырос на 27% по сравнению с допандемийным периодом, а объемы перевалки грузов в портах США ー на 14%.
- На отдельных направлениях ставки фрахта для перевозок летом 2021-го по направлению Китай-Европа превысили $15000 за FEU (40-футовый контейнер). Осенью 2021 года они максимально выросли и для зерна, угля, руды.
- Индекс сухогрузов Балтийской биржи (Baltic Dry) превысил отметку в 3000 пунктов, что стало максимальным значением за 10 лет.
Подорожание транспортировки грузов на азиатско-американском направлении привело к перенаправлению свободных контейнеров с других маршрутов. В результате чего кризис постепенно распространился на логистические цепочки по всему миру.
Читайте также: Пошлины, акциз и НДС на импортные товары возвращаются. Рада приняла законопроект
Трудности морских перевозок
Бюджетные программы по антикризисному стимулированию спроса фактически завершены в Европе, США и других странах. ФРС остановила «печатный станок», поэтому пик спроса уже позади.
Объемы перевозок начали сокращаться к концу 2021 года, но логистические цепочки не восстановились. Причина ー инфраструктура не имела запаса прочности и теперь вынуждена работать с перегрузкой. Например, в порту Лос-Анжелеса время ожидания разгрузки выросло с 15 суден летом 2021-го до пиковых 86 суден 16 ноября.
Длительный простой судов в ожидании разгрузки к концу 2021 года привел к выводу из оборота порядка 25% от суммарной грузоподъемности мирового флота контейнеровозов. Вся эта дестабилизация повлияла на порты Европы.
«Омикрон» в начале 2022 года усугубил ситуацию с пробками в портах Китая (Шанхае, Нинбо, Гуанчжоу). Это привело к таким последствиям:
- приостановилось транспортное сообщение в ряде районов;
- грузооборот порта Шанхай за 2021 вырос на 5,7% до 539,2 млн тонн;
- пропускная способность портов сократилась через заполнение территории товарами;
- выросло время ожидания отправки грузов до 9 дней.
В новых обстоятельствах значимость судоходных компаний не изменится, а стоимость их акций будет только расти. Фонд SonicShares опубликовал прогноз индекса Global Shipping ETF. Он состоит из более 45 компаний, которые получают свыше 50% дохода от работы в судоходной отрасли. В первую пятерку на январь 2022 года входили Orient Overseas INTL, ZIM Integrated Shipping Services, Mitsui O.S.K. Lines, A.P. Moller-Maersk, Hapag-Lloyd.
Индекс Global Shipping ETF
Более 63% флота мировых судоходных компаний из списка SonicShares обрабатывают контейнеры, остальные 35% флота — это сухогрузы и танкеры. Мировая торговля, своевременное производство и управление запасами зависят от морских перевозок, что дополнительно подтверждает потенциал прибыли по акциям судоходных компаний. Также мы можем наблюдать во время кризиса рост цены SonicShares Global Shipping ETF — ВОАТ.
График цены SonicShares Global Shipping ETF
Перебои в поставках — рост цены в разы
Удорожание транспортировки далеко не главная проблема компаний. Плохо, что нельзя спланировать доставку продукции из-за непредсказуемости и резкого увеличения времени доставки. Это сказывается на ассортименте супермаркетов, застрявшем скоропортящемся товаре, сезонной продукции (например, рождественские подарки, которые в конце января уже не актуальны).
Серьезной проблемой являются перебои с поставками комплектующих для промышленной отрасли. Комплектующих на складах не хватает, ведь до пандемии многие компании работали по принципу «точно в срок». Сейчас они арендуют склады для хранения товара по завышенным ценам. Это приводит к подорожанию продукции и разгону мировой инфляции.
Из-за такой ситуации компании могут вернуться к старому принципу работы — с запасами на складах и использованием местных комплектующих, но это может оказаться значительно дороже, повышая издержки.
Комментарии