Минфин - Курсы валют Украины

Установить
27 июня 2022, 12:52 Читати українською

Мировой логистический кризис и его влияние на рынок

Как пандемия COVID-19 ударила по мировой логистике и цепям снабжения? Почему кризис вызвал дисбаланс грузопотоков? Об этом «Минфину» рассказал инвестиционный аналитик «Фридом Финанс Украина» Олег Лысенко.

Причины логистического кризиса

Логистический кризис возник после первого локдауна в Китае в начале 2020 года. Основной причиной стало закрытие границ, в том числе блокировка Суэцкого канала. Это напугало большинство компаний-операторов и привело к сокращению судовой вместимости. Согласно данным агентства Drewry Maritime Research, в резерв отправили около 10% мирового контейнерного флота.

Во втором квартале 2020 года Европа закрылась, а американцы начали активно покупать китайские товары. Зачастую пособия по безработице, которые получали граждане США, превышали допандемийную зарплату людей. Прямые выплаты от государства («вертолетные деньги») составили $3,2 тыс. на человека. В результате спрос на линии Китай-США резко превысил предложение и дал первый импульс к росту ставок фрахта.

Читайте также: Еврокомиссия запустила торговую платформу для оптимизации экспорта зерна из Украины

Рост тарифов на грузоперевозки

Взлет потребительского спроса в США привел к росту импорта, ведь государственная промышленность еще не восстановилась. Как отметило Министерство торговли США, дефицит товаров и услуг достиг рекордного показателя в марте 2022 года и составил $110 млрд.

Спрос на потребительские товары в США в большей степени обеспечивается за счет Китая и других азиатских стран. Но ситуация усугубилась, ведь Китай прошел через пандемический спад раньше остальных. Объем контейнерных перевозок из Поднебесной и их стоимость резко взлетели.

  • За семь месяцев 2021 г. объем грузопотока Азия-Северная Америка вырос на 27% по сравнению с допандемийным периодом, а объемы перевалки грузов в портах США ー на 14%.
  • На отдельных направлениях ставки фрахта для перевозок летом 2021-го по направлению Китай-Европа превысили $15000 за FEU (40-футовый контейнер). Осенью 2021 года они максимально выросли и для зерна, угля, руды.
  • Индекс сухогрузов Балтийской биржи (Baltic Dry) превысил отметку в 3000 пунктов, что стало максимальным значением за 10 лет.

Подорожание транспортировки грузов на азиатско-американском направлении привело к перенаправлению свободных контейнеров с других маршрутов. В результате чего кризис постепенно распространился на логистические цепочки по всему миру.

Читайте также: Пошлины, акциз и НДС на импортные товары возвращаются. Рада приняла законопроект

Трудности морских перевозок

Бюджетные программы по антикризисному стимулированию спроса фактически завершены в Европе, США и других странах. ФРС остановила «печатный станок», поэтому пик спроса уже позади.

Объемы перевозок начали сокращаться к концу 2021 года, но логистические цепочки не восстановились. Причина ー инфраструктура не имела запаса прочности и теперь вынуждена работать с перегрузкой. Например, в порту Лос-Анжелеса время ожидания разгрузки выросло с 15 суден летом 2021-го до пиковых 86 суден 16 ноября.

Длительный простой судов в ожидании разгрузки к концу 2021 года привел к выводу из оборота порядка 25% от суммарной грузоподъемности мирового флота контейнеровозов. Вся эта дестабилизация повлияла на порты Европы.

«Омикрон» в начале 2022 года усугубил ситуацию с пробками в портах Китая (Шанхае, Нинбо, Гуанчжоу). Это привело к таким последствиям:

  • приостановилось транспортное сообщение в ряде районов;
  • грузооборот порта Шанхай за 2021 вырос на 5,7% до 539,2 млн тонн;
  • пропускная способность портов сократилась через заполнение территории товарами;
  • выросло время ожидания отправки грузов до 9 дней.

В новых обстоятельствах значимость судоходных компаний не изменится, а стоимость их акций будет только расти. Фонд SonicShares опубликовал прогноз индекса Global Shipping ETF. Он состоит из более 45 компаний, которые получают свыше 50% дохода от работы в судоходной отрасли. В первую пятерку на январь 2022 года входили Orient Overseas INTL, ZIM Integrated Shipping Services, Mitsui O.S.K. Lines, A.P. Moller-Maersk, Hapag-Lloyd.

Индекс Global Shipping ETF

Более 63% флота мировых судоходных компаний из списка SonicShares обрабатывают контейнеры, остальные 35% флота — это сухогрузы и танкеры. Мировая торговля, своевременное производство и управление запасами зависят от морских перевозок, что дополнительно подтверждает потенциал прибыли по акциям судоходных компаний. Также мы можем наблюдать во время кризиса рост цены SonicShares Global Shipping ETF — ВОАТ.

График цены SonicShares Global Shipping ETF

Перебои в поставках — рост цены в разы

Удорожание транспортировки далеко не главная проблема компаний. Плохо, что нельзя спланировать доставку продукции из-за непредсказуемости и резкого увеличения времени доставки. Это сказывается на ассортименте супермаркетов, застрявшем скоропортящемся товаре, сезонной продукции (например, рождественские подарки, которые в конце января уже не актуальны).

Серьезной проблемой являются перебои с поставками комплектующих для промышленной отрасли. Комплектующих на складах не хватает, ведь до пандемии многие компании работали по принципу «точно в срок». Сейчас они арендуют склады для хранения товара по завышенным ценам. Это приводит к подорожанию продукции и разгону мировой инфляции.

Из-за такой ситуации компании могут вернуться к старому принципу работы — с запасами на складах и использованием местных комплектующих, но это может оказаться значительно дороже, повышая издержки.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться