Минфин - Курсы валют Украины

Установить
4 апреля 2022, 13:35 Читати українською

Враг уничтожает наши нефтебазы и НПЗ: будет ли дефицит топлива

Целенаправленное уничтожение врагом наших нефтебаз и НПЗ усугубило проблемы с горючим. Будет ли оно дорожать, и как быстро решить проблему дефицита ГСМ, рассказал на своей странице в фейсбук директор Консалтинговой группы А-95, эксперт по энергетике Сергей Куюн. «Минфин» выделил главное.

Из-за ракетной атаки остановился Кременчугский НПЗ «Укртатнефть». Неожиданно? — Нет.

С первого дня войны было ясно, что это рано или поздно произойдет. Или кто-то надеялся, что враг бьет по периферийным нефтебазам и не увидит когда-нибудь один из самых мощных НПЗ в Европе и СНГ?

Остановка завода была неизбежна еще и из-за нехватки сырья: две трети доставлялось по морю, которое сейчас отрезано. Поэтому давайте поблагодарим героический коллектив «Укртатнефти» за их работу в течение 38 дней сопротивления.

Что дальше?

Будет ли топливо?

Ситуация сложная, но не безысходная. Главное — не ждать, а переходить к плану Б. А именно — наращивать импорт через западную границу. Это сложно, но реально.

Начну с конца — нужно временно отказаться от госрегулирования цен на АЗС. Оно работает, когда рынок насыщен топливом. Сейчас у нас еще есть контролируемый дефицит, который в апреле будет усиливаться из-за роста спроса, в частности на посевную. А также из-за потери производителя и десятка нефтебаз.

Что сейчас происходит? Дизтопливо в группе 38−44 грн/л, а регулируемая цена на заправках — 37,42 грн/л. Причина — дефицит. Как работать небольшим сетям АЗС?

Импортное топливо сейчас контрактуют преимущественно крупные сетевые компании, которые даже со своими возможностями и опытом через раз попадают под «правительственные» цены. Но в любом случае они все не закроют.

Читайте также: 1 млн баррелей в день: Байден объявил о рекордных поставках нефти из стратегических запасов

Уже есть и «приходы» небольших операторов, но себестоимость позволяет торговать только в западных областях. В остальных регионах из-за дорогой логистики это будет минус.

Свободное ценообразование позволит снять с поставщиков хотя бы коммерческий риск. Как вариант, можно зафиксировать текущую регулируемую наценку 4,5 и 5 грн/л бензина и ДТ соответственно, но не к регулируемой себестоимости, как сейчас, а к фактической, которую несложно установить по документам.

Это позволит даже небольшим игрокам начать самостоятельно импортировать и работать каждому на своем маленьком фронте. Продавать аграриям, запускать станции, платить заработную плату и налоги. Я уже сравнивал их с волонтерами — эти тоже найдут хоть черта лысого! Но сами они являются локомотивом практически всех положительных изменений!

Читайте также: ЕС готовится к остановке поставок газа из РФ уже в апреле

Есть ли риск взлета цен?

Не думаю. Как бы кто там ни говорил, но в Украине есть рынок, есть сотни игроков, которые хотят и могут работать. (Этим, кстати, мы отличаемся от монополизированного российского рынка). Если кто-нибудь будет сильно контрастить, будет иметь дело с местными администрациями и с обостренным ощущением справедливости у граждан. Вряд ли кто-нибудь захочет рисковать.

Через месяц-полтора рынок встанет на новые рельсы, прорубит новые маршруты и можно будет возвращаться к госрегулированию, если в нем еще будут нуждаться.

Решение о дерегуляции является непростым. Но разве сегодня есть простые решения?

Читайте также: Минэкономики повысило предельную цену на бензин и дизтопливо

Комментарии - 5

+
+34
bonv
bonv
4 апреля 2022, 14:56
#
Третього квітня російський фрегат «Адмірал Ессен» зазнав серйозного пошкодження внаслідок вогневого удару українських захисників.
За інформацією кількох джерел, по фрегату було завдано удару протикорабельною ракетою «Нептун», яка була прийнята на озброєння ЗСУ у 2020 році. Вона здатна подолати до 280 кілометрів. Це перший задокументований успіх цього типу озброєнь під час війни з росією.
Повідомляється, що «Адмірал Ессен» неодноразово випускав ракети «Калібр» по мирних українських містах. Красави!!! «Русский корабль, иди на*уй»!
+
0
SergeyV
SergeyV
5 апреля 2022, 19:26
#
Блаженны верующие
+
+15
Александр Данилович
Александр Данилович
4 апреля 2022, 17:40
#
Прошу вибачення, но Сергій Куюн — краще би сидів та помовкував, його компанія зараз в повній дупі, бо його консультації нікому непотрібні сьогодні.

І все що він може — це нудіти про «підняти ціни та відмінити регулювання».
От таких єкспертів потрібно на фронт відправляти.
+
0
Vladio
Vladio
5 апреля 2022, 2:51
#
Бензин есть? — Есть! — Продаёте? — Продаём, деньги покажите? — Нет — Тогда только покажем.
+
0
SergeyV
SergeyV
5 апреля 2022, 19:27
#
Наращивать импорт — совет хороший и очень простой. Но везде будет дефицит, особенно в Европе.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться