Целенаправленное уничтожение врагом наших нефтебаз и НПЗ усугубило проблемы с горючим. Будет ли оно дорожать, и как быстро решить проблему дефицита ГСМ, рассказал на своей странице в фейсбук директор Консалтинговой группы А-95, эксперт по энергетике Сергей Куюн. «Минфин» выделил главное.
Враг уничтожает наши нефтебазы и НПЗ: будет ли дефицит топлива
Из-за ракетной атаки остановился Кременчугский НПЗ «Укртатнефть». Неожиданно? — Нет.
С первого дня войны было ясно, что это рано или поздно произойдет. Или кто-то надеялся, что враг бьет по периферийным нефтебазам и не увидит когда-нибудь один из самых мощных НПЗ в Европе и СНГ?
Остановка завода была неизбежна еще и из-за нехватки сырья: две трети доставлялось по морю, которое сейчас отрезано. Поэтому давайте поблагодарим героический коллектив «Укртатнефти» за их работу в течение 38 дней сопротивления.
Что дальше?
Будет ли топливо?
Ситуация сложная, но не безысходная. Главное — не ждать, а переходить к плану Б. А именно — наращивать импорт через западную границу. Это сложно, но реально.
Начну с конца — нужно временно отказаться от госрегулирования цен на АЗС. Оно работает, когда рынок насыщен топливом. Сейчас у нас еще есть контролируемый дефицит, который в апреле будет усиливаться из-за роста спроса, в частности на посевную. А также из-за потери производителя и десятка нефтебаз.
Что сейчас происходит? Дизтопливо в группе 38−44 грн/л, а регулируемая цена на заправках — 37,42 грн/л. Причина — дефицит. Как работать небольшим сетям АЗС?
Импортное топливо сейчас контрактуют преимущественно крупные сетевые компании, которые даже со своими возможностями и опытом через раз попадают под «правительственные» цены. Но в любом случае они все не закроют.
Читайте также: 1 млн баррелей в день: Байден объявил о рекордных поставках нефти из стратегических запасов
Уже есть и «приходы» небольших операторов, но себестоимость позволяет торговать только в западных областях. В остальных регионах из-за дорогой логистики это будет минус.
Свободное ценообразование позволит снять с поставщиков хотя бы коммерческий риск. Как вариант, можно зафиксировать текущую регулируемую наценку 4,5 и 5 грн/л бензина и ДТ соответственно, но не к регулируемой себестоимости, как сейчас, а к фактической, которую несложно установить по документам.
Это позволит даже небольшим игрокам начать самостоятельно импортировать и работать каждому на своем маленьком фронте. Продавать аграриям, запускать станции, платить заработную плату и налоги. Я уже сравнивал их с волонтерами — эти тоже найдут хоть черта лысого! Но сами они являются локомотивом практически всех положительных изменений!
Читайте также: ЕС готовится к остановке поставок газа из РФ уже в апреле
Есть ли риск взлета цен?
Не думаю. Как бы кто там ни говорил, но в Украине есть рынок, есть сотни игроков, которые хотят и могут работать. (Этим, кстати, мы отличаемся от монополизированного российского рынка). Если кто-нибудь будет сильно контрастить, будет иметь дело с местными администрациями и с обостренным ощущением справедливости у граждан. Вряд ли кто-нибудь захочет рисковать.
Через месяц-полтора рынок встанет на новые рельсы, прорубит новые маршруты и можно будет возвращаться к госрегулированию, если в нем еще будут нуждаться.
Решение о дерегуляции является непростым. Но разве сегодня есть простые решения?
Читайте также: Минэкономики повысило предельную цену на бензин и дизтопливо
Комментарии - 5
За інформацією кількох джерел, по фрегату було завдано удару протикорабельною ракетою «Нептун», яка була прийнята на озброєння ЗСУ у 2020 році. Вона здатна подолати до 280 кілометрів. Це перший задокументований успіх цього типу озброєнь під час війни з росією.
Повідомляється, що «Адмірал Ессен» неодноразово випускав ракети «Калібр» по мирних українських містах. Красави!!! «Русский корабль, иди на*уй»!
І все що він може — це нудіти про «підняти ціни та відмінити регулювання».
От таких єкспертів потрібно на фронт відправляти.