Если 2021 год стал годом роста для акций производителей электромобилей, 2022 год станет годом, когда они начнут приносить доход. По крайней мере, на это надеются инвесторы, сделавшие многомиллиардную ставку на убыточные компании, пишет CNBC.
Акции производителей электрокаров росли весь год. Инвесторы надеются, что в следующем году они принесут прибыль
►Подписывайтесь на «Минфин» в Instagram :
главные новости об инвестициях и финансах
В этом году свои громкие IPO провели Rivian и Lucid Motors — два производителя электрокаров, чья суммарная стоимость составляет $150 млрд. Ни одна из них еще не принесла прибыли и они только начали выдавать ключи своим клиентам.
Ряд других американских производителей электромобилей, в том числе Canoo, Lordstown Motors и Fisker, вышли на биржу с гораздо более низкими оценками и обещаниями начать доставку авто в 2022 или 2023.
Пока это только обещания. Единственным производителем электромобилей, имеющим настоящий бизнес, остается Tesla, чья капитализация достигла $1,2 трлн в прошлом месяце, прежде чем опуститься на 19%. Кроме того, традиционные автопроизводители тоже начали производить электромобили. Самыми популярными являются Chevrolet Bolt, Nissan Leaf, Ford Mustang Mach-E, Mini Cooper SE и Porsche Taycan.
Читайте также: Какие самые популярные электрокары в Украине (рейтинг)
Конкуренты Tesla только начинают производство
Инвесторы делают ставку на то, что в 2022 году производители электромобилей смогут перейти от технологий и элегантного дизайна к промышленному производству. Но для этого им придется преодолеть разрывы в цепях поставок, дефицит рабочей силы, инфляционное давление, рост конкуренции и возможный рост капитальных затрат.
Во время своего IPO Rivian утверждал, что сможет выполнить имеющиеся в то время заказы до конца 2023 года. В третьем квартале компания продала свои первые 11 автомобилей за $1 млн. Она также сообщила, что не сможет достичь своей цели в 1200 изготовленных машин за 2021 год. За последний квартал компания потеряла $1,23 млрд — немалая цифра, но учитывая $13,7 млрд, которые компания привлекла через IPO, и ее текущую рыночную капитализацию в $87 млрд, она сможет ее выдержать.
Rivian также пытается войти в сектор логистики — компания договорились поставить Amazon 100 000 фургонов, 10 000 из них — уже в следующем году.
Читайте также: Илон Маск прокомментировал феерическое IPO компании-конкурента Rivian
Lucid, с другой стороны, ориентируется на седаны. Сейчас она принимает заказы на свой Air Pure, который, по словам компании, может проехать без подзарядки 643 километра. Стоимость авто начинается с $77 400.
Зарядные станции отстают
«Все говорят о производителях авто, но в конечном счете им понадобятся заправки. Мы говорим о пятикратном росте количества зарядных станций за следующие несколько лет,» — комментирует Дэн Пипитоне, CEO TradeZero.
В ноябре сектор получил толчок благодаря инфраструктурному плану президента США Джо Байдену. План предусматривает строительство к 2030 году 500 000 зарядных станций по всей стране. На их развитие было выделено $7,5 млрд.
Зарядные станции выигрывают, независимо от того, какой электромобиль выберут клиенты, поэтому они должны быть более безопасной инвестицией. Однако им не хватает узнаваемости и бренда, резонирующего с клиентами. Поэтому пока больше выиграют именно производители электрокаров, растущие больше на ажиотаже, чем на финансовых показателях.
Читайте также: Инвестировал в станции для зарядки электромобилей и потерял $16 тысяч
Падения и задержки
Энтузиазм инвесторов уменьшается, когда речь заходит об остальных производителях, все из которых вышли на рынок через компании-пустышки. Это не удивляет, если вспомнить истории Nikola и Lordstown.
На момент выхода на рынок в июне прошлого года Nikola смогла достичь $30 млрд, превзойдя Ford. Год спустя основателя компании Тревора Милтона признали виновным в мошенничестве — присяжные пришли к выводу, что он «солгал почти обо всех аспектах своего бизнеса», чтобы поднять цену акций. Сейчас капитализация компании составляет около $4,5 млрд.
Lordstown, производителя электрогрузовиков, постигла схожая участь — его акции упали на 887% по сравнению с максимумом, а его менеджмент обвиняется в обмане инвесторов.
В августе Nikola снизила прогноз по количеству произведенных за четвертый квартал авто с 50 до 25. Lordstown перенес выпуск своих авто со второго на третий квартал следующего года.
Читайте также: Илон Маск продал акции Tesla на $1 миллиард: 2 декабря он купил их по 6 долларов за бумагу
Рынку следует поспешить
Новички на рынке электрокаров уже доказали, что они способны делать хорошие сайты, показывать макеты и принимать предзаказы. Теперь им нужно доказать, что они способны произвести и доставить продукт — и они будут делать это наперегонки с остальными автопроизводителями, быстро переходящими на электродвигатели.
У потребители есть большой выбор и они вряд ли готовы ждать вечно, если задержки производства продолжатся. То же касается инвесторов, которым хватает способов заработать на этом рынке, но может не хватить терпения.
Комментарии