«Минфин» выяснил, как бизнесмену больше узнать о своих контрагентах и обезопасить себя от банкротов и мошенников.
Проверяй и доверяй. Как быстро проверить контрагента
В Украине количество предпринимателей растет уже второй год подряд: по данным компании YouControl на начало 2019 года насчитывалось более 1,91 миллиона ФОПов. Это на 4% больше, чем годом ранее. По темпам прироста в 2018 году лидировал бизнес в сфере программирования, парикмахерских и салонных услуг, а также в розничной торговле.
Предприниматели знают: успех бизнеса во многом зависит от правильного выбора партнеров и контрагентов. Поэтому ФОПам (или ФЛП) перед подписанием договора необходимо проверять их на благонадёжность. Это важно делать по нескольким причинам:
- проверка дает возможность оценить, выполнит ли заказчик свои обязательства в полном объеме, что снизит риски финансовых потерь;
- если контрагент «чист», это снижает вероятность возникновения претензий и встречных проверок со стороны налоговой службы;
- вы обезопасите свой бизнес от мошенников, фирм-однодневок и банкротов, а себя – от судебных тяжб и неприятностей.
Как проверить надежность контрагента
Если вы физлицо-предприниматель, вряд ли у вас есть юридический отдел или хотя бы сотрудник-юрист. А значит, проводить проверку придется самостоятельно. Хорошая новость – способов сделать это в режиме онлайн не так и мало, поэтому идти в госструктуры и стоять в очередях за разного рода справками и выписками не нужно.
Мы же расскажем о необходимом минимуме и новых возможностях от банков.
Помощь банка и экономия времени
Начнем с наиболее свежего и удобного способа – это проверка, которую предоставляет банк. Финучреждения ценят время своих клиентов, более того, заинтересованы в том, чтобы они чувствовали надежность и безопасность обслуживания в банке, поэтому дополняют перечень услуг новыми возможностями, в том числе и сервисом быстрой и качественной проверки контрагентов! Недавно такая функция появилась в интернет-платформе для предпринимателей от Альфа-Банка Украина – «ОК, Альфа!». Найти услугу можно в разделе «Заказ справки». Альфа-Банк Украина реализовал ее в партнёрстве с платформой YouControl – аналитической системой, которая формирует досье на украинские компании на основании данных из 50 госреестров. Сейчас в базе собрано 1,6 млн досье. Все данные актуализируются автоматически.
Заказ экспресс-справки занимает не более минуты. За это время проводится оценка по 67 факторам, которые включают информацию о владельцах компании, налоговые отчеты, уведомления контролирующих органов и т.д.
На что стоит обратить внимание в экспресс-справке:
- не числится ли ваш контрагент банкротом;
- форма собственности и виды деятельности компании;
- контактная информация и связанные лица (руководители, собственники).
Благодаря «Ок, Альфа!» любой предприниматель сможет принять аргументированное решение о работе с тем или иным контрагентом даже без юридического образования и опыта в сфере безопасности.
Подобный сервис совместно с Опендатабот в июне этого года запустил ПУМБ. А в Приватбанке экспресс-проверка происходит в момент создания платежа: клиент автоматически получает данные о статусе регистрации и плательщика НДС партнера. Правда, эта услуга для корпоративных клиентов предполагает ежемесячную абонплату.
Проверка контрагента в открытых госреестрах
Если у вас есть уставные документы потенциального партнера или заказчика, вы сможете бесплатно проверить компанию в открытых базах данных. Впрочем, это можно сделать и по названию предприятия, но с менее достоверными результатами. В первую очередь нужно проверить статус предприятия на трех государственных порталах. Учтите, что такие поиски займут не один час работы.
На сайте министерства юстиции
Интернет-сайт Минюста предоставляет возможность узнать статус контрагента-физлица по его ИНН или ФИО, а юрлица – по коду ЕГРПОУ или названию компании. На сайте Минюста можно бесплатно проверить, не находится ли компания контрагента в процессе ликвидации, и не числится ли она банкротом. Также вы можете посмотреть, действительно ли ваш контрагент имеет право осуществлять те виды деятельности, которые прописаны в договоре.
Бесплатная опция имеет ряд ограничений по поиску и сохранению полученных данных. Платный поиск обойдется в 70 грн и позволяет получить данные на конкретный день, а также найти юрлицо по ФИО владельца или руководителя компании.
Если вы не смогли найти компанию или ФОП в открытом реестре – это уже повод задуматься. К счастью, есть и другие ресурсы для проверки контрагента.
На сайте государственной фискальной службы
Интернет-представительство ГФС позволяет получить информацию о том, насколько добросовестно ваш потенциальный деловой партнер платит налоги. Вы можете воспользоваться отдельными сервисами для проверки плательщиков НДС и частных предпринимателей, которые работают на едином налоге. Информация на сайте обновляется ежедневно, кроме праздничных и выходных дней.
Для поиска информации нужны все те же документы: ИНН для ФОП или код ЕГРПОУ для юрлица. Поиск по названию или инициалам возможен, но может выдать неправильный результат. Дело в том, что в Украине на конец мая было зарегистрировано 35 тыс. ФОП с одинаковыми именами. А это значит, что их нельзя проверить на наличие долгов по налогам без дополнительных исследований.
На сайте Единого госреестра судебных решений
В госреестре судебных решений собраны миллионы файлов с информацией о судебных делах и решениях по ним. Здесь можно найти данные о судебных спорах по задолженностям контрагента перед другими компаниями или контролирующими органами. Также на сайте есть информация по банкротству и ликвидации предприятий.
Правда, проверить информацию получится только в случае, если речь идет о юрлица. Данные ФОП закрыты в соответствии с законом о защите персональных данных. Получить нужную информацию можно, если вам известен номер дела, ФИО судьи или у вас есть хотя бы фрагмент решения суда (возможен контекстный поиск). Еще одна проблема – дублирование номеров дела: известно 20 тыс. случаев, когда разные суды регистрировали два разных дела по одному номеру. Причина в том, что с сентября прошлого года административные суды начали применять новый классификатор судов. При этом новые коды идентичны уже существующим, что и привело к путанице.
Свободный поиск
Google знает все – и это шутка лишь наполовину. Перед тем, как подписать контракт, обязательно «прошерстите» интернет на наличие данных о контрагенте. Компании с плохой репутацией стараются спрятать неприятные моменты своей истории с помощью методов SЕО. Поэтому добавьте к названию компании слово «отзывы» или «суд» и не поленитесь просмотреть как минимум первые 3 страницы выдачи результатов по вашему запросу.
Правда, этот способ не особо эффективен, если название контрагента не уникально, а у вас нет по нему дополнительной информации. Кроме того, такой подход требует много времени на поиск и обработку полученной информации.
Комментарии