Минфин - Курсы валют Украины

Установить
21 мая 2019, 13:10 Читати українською

Как налоговая давит на бизнес

Малый и средний бизнес в Украине волнует вопрос, как работать в условиях безнаказанности налоговых органов.

Як можна працювати бізнесу в жорстких умовах та безкарній діяльності податкових органів?
Фото: Comments.ua

1 января 2019 года закончилось действие моратория на проверки малого и среднего бизнеса, который впервые ввели в 2014 году. Помимо плановых проверок, инспекторы ГФС могут заблокировать деятельность предприятия и занести его в число рисковых без веских аргументов. Это негативно сказывается на работе бизнеса: блокирование налоговой отчетности парализует отлаженные и прозрачные бизнес-процессы.

Подробнее о том, как налоговая служба создает проблемы малому и среднему бизнесу в Украине, рассказала «Минфину» адвокат, партнер АО «Клочков и партнеры» Анастасия Гурская.

Случаи, когда работники ГФС без наличия законных оснований присваивают предприятию гриф «рисковый», блокируют регистрацию налоговых накладных и, как следствие, хозяйственную деятельность, в Украине уже стали тенденцией.

Все добросовестные предприятия-плательщики НДС обязаны регистрировать налоговые накладные при работе с контрагентами. Некоторые компании ежемесячно обязаны регистрировать более ста налоговых накладных на суммы от 10 грн до 10 000 грн и больше. Ни один контрагент не захочет платить за товар или услуги, если соответствующие налоговые накладные не зарегистрированы. Большинство договоров даже предусматривает такое условие.

Когда ГФС блокирует налоговые накладные, то часто приводит в свою защиту аргумент о наличии процедуры обжалования их блокировки.

Как проходит процедура обжалования налоговых накладных  

Сначала предприятие может предоставить подтверждение реальности хозяйственной операции по каждой накладной во внесудебном порядке. А уже затем обжаловать решение налоговой в суде. Но подготовка объяснений и соответствующих документов - это большой объем работы для бухгалтеров и юристов компании. Например, предприятие должно подтвердить, откуда поставляется товар, способ доставки, на основании чего состоялась операция и т.п.

К тому же, если обжаловать блокировку налоговой накладной в суде, это повлечет затраты времени — около года судебного процесса, и расходы на судебный сбор — около 4000 грн за одну налоговую накладную, даже если сумма налоговой накладной 100 грн.

Возникает закономерный вопрос, — как функционировать бизнесу в таких условиях? И о каком благоприятном инвестиционном климате в Украине можно говорить, если деятельность предприятия может быть заблокирована в любой момент под предлогом «кому-то показалось, что вы рисковый предприниматель». Выходит, что в правовом государстве не действует принцип презумпции невиновности и налоговые органы оставляют за собой право признавать предприятия рисковыми даже без наличия полномочий.

Общая картина на реальном примере

Для наглядности рассмотрим типичную ситуацию с компанией «N», которая занимается оптовой торговлей в Украине около десяти лет и относится к предприятиям реального сектора экономики. В течение длительного периода оно осуществляет хозяйственную деятельность с полным соблюдением требований действующего законодательства Украины: 

  • постоянно и уже длительное время арендует одно и то же помещение (офис) и склад;
  • держит штат наемных работников;
  • подает отчетность в установленные законом сроки.
  • в отношении предприятия, его руководства и основателей отсутствуют уголовные производства;
  • оно не проводит никаких рискованных операций.

Однако такое предприятие довольно быстро может стать банкротом из-за блокирования его деятельности.

Примерно полгода назад предприятию стало известно, что его отнесли к рисковому Плательщику в соответствии с требованиями пп.1.6. Критериев рискованности плательщика. Предприятие получило письмо от 5 ноября 2018 года №4065/99-99-07-05-04-18 «Критерии рискованности налогоплательщика». На каких основаниях — непонятно. ГУ ГФС в Киеве не предоставляет четкого ответа о причинах включения предприятия в число рисковых по запросампредприятия и его представителей. Решение не подпадает ни под один из признаков Критериев рискованности.

С целью добиться разблокированияхозяйственной деятельности предприятие неоднократно обращалось в ГУ ГФС в г. Киеве с соответствующими заявлениями и обращениями, предоставляло полную информацию и все необходимые первичные документы, которые подтверждают все операции со всеми контрагентами. 

Включение предприятия в перечень рисковых субъектов хозяйственной деятельности привело к блокировке регистрации налоговых накладных и корректировкам к ним, а затем парализовало всю его деятельность. Ведь предприятие имеет обязательства перед контрагентами по поставкам товара, которые не может выполнить из-за невозможности регистрации налоговых накладных. В результате оно нарушает условия договоров с контрагентами и несет имущественную ответственность, установленную договором, и не получает положенную прибыль.

Компания ежедневно сталкивается с колоссальными убытками, ведь каждая торговая сеть ожидает поставки товара, которые технически невозможно оформить. С таким развитием событий легко представить, что будет с предприятием уже через месяц, ведь без дохода платить налоги и заработную плату работникам не с чего. В итоге сотрудники уволятся, налоговый долг ежедневно будет расти, а предприятие становится заложником ситуации: «отсутствует регистрация налоговой накладной — нет оплаты и есть штраф».

Шаги представителей предприятия в защиту его деятельности 

Своевременно предоставили в ГУ ГФС в г. Киеве доказательства в подтверждение этих обстоятельств должностным лицам ГУ ГФС в г. Киеве. Но после этого предприятие не исключили из перечня рисковых и не предоставили сведения о конкретных основаниях для его отнесения к перечню рисковых субъектов хоздеятельности.

У руководства предприятия возникает предположение: возможно, ГФС блокирует деятельность предприятия, ожидая получить неправомерную выгоду? Действительно, такие действия со стороны должностных лиц ГУ ГФС в г. Киеве дают основания предполагать, что определенные должностные лица имеют собственную заинтересованность в блокировании хозяйственной деятельности предприятия. Предполагаем и возможное наличие желания у этих должностных лиц получения неправомерной выгоды от предприятия по непрепятствованию хозяйственной деятельности.

Более того, ГУ ГФС в г. Киеве блокирует хозяйственную деятельность предприятия, учитывая и ссылаясь исключительно на Письмо ГФС Украины от 05.11.2018 года №4065/99-99-07-05-04-18 по Критериям блокировки НН/РК, которое отменили решением Окружного административного суда г. Киева от 26.04.2019 г. (дело №640/1240/19).

Действия ГФС являются противоправными в этом случае, ведь в остановке регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН они руководствуются письмом от 5 ноября 2018 №4065/99-99-07-05-04-18 «Критерии рискованности налогоплательщика», которое суд обязал ГФС Украины отозвать как таковое, что не подлежит исполнению. Указанные Критерии рискованности налогоплательщика не утверждены нормативным актом ГФС Украины и не согласованы Министерством финансов Украины, что противоречит требованиям п. 10 Порядка №117. Что это значит? Письмо о критериях признано Верховным Судом таковым, которое не имеет силы нормативно-правового акта.

Верховный Суд пришел к выводу, что пока отсутствует должным образом утвержденный нормативно-правовой акт, который бы регулировал вопросы определения оснований для приостановления регистрации налоговых накладных. Упомянутое письмо ГФС таковым считаться не может, поскольку не является нормативно-правовым актом. Такую позицию занял Верховный Суд в своем постановлении от 2 апреля 2019 по делу N 822/1878/18.

Предприятие обратилось и в Совет бизнес-омбудсмена, чтобы защитить свои права. Чтобы уполномоченный орган способствовал проверке действий налоговиков относительно возможного совершения коррупционных деяний и/или других нарушений законных интересов субъектов предпринимательства в результате действий или бездействия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, субъектов хоздеятельности (№1904191700120 от 19 апреля 2019) представители предприятия написали жалобу.

Что дальше

Предприятие «N» максимально использовало законные инструменты защиты, а сейчас находится в режиме ожидания и терпит убытки. Борьба за продолжение нормальной деятельности предприятия — наглядный ответ на вопрос, почему небольшие компании постоянно закрываются, а инвесторы развитых государств не готовы работать в Украине.

Комментарии - 6

+
+41
Stanislav Baranov
Stanislav Baranov
21 мая 2019, 22:44
#
Плюсую автору. Никто не хочет замечать этой проблемы. А она есть! Чиновники от ГФС могут внести предприятие в статус рисковости по любому предлогу и при этом сами не несут никакой ответсвенности за свои действия. Один флажок в программе приносит моментальные убытки предприятию. Автоматическая блокировка накладных убивает белую экономику страны.
+
+13
SkrudjMacduck
SkrudjMacduck
21 мая 2019, 23:32
#
А типу малий бізнес білий... Білий бізнес має касовий апарат і платить податки. І не треба брехати про спрощенців, які платять копійки. Вийдуть на пенсію і плакатимуть, що вона мінімальна. А як інакше, порівняйте податки з середньої з.п. в 10000 грн. це мінімум 2,5 тис грн плюс ще підприємство платить 22 відсотки... а «білі чесні підприємці» платять 750 грн. І брешуть, що мають 1 лям обороту в рік, але на Крузаку їздять, якось не логічно.
+
+70
ua3
ua3
22 мая 2019, 0:40
#
Причём здесь упрощенка и кассовый аппарат? Вопрос в неспособности ДФС администрировать НДС, только так можно воспринимать и постанову 117, и нынешние критерии. Налоговым кодексом определена конструкция действий налоговой: контроль-проверка-акт-юридически значимые последствия. ДФС в своих потугах обеспечить неустановленных лиц непровомерно полученной выгодой путём борьбы с на ладан дышащей экономикой этими критериями ризиковости по сути уже настолько далеко вылезло за рамки собственных полномочий, что каждый Голова комиссии со своим ЭЦП фактически осуществляют массовые противодействия законной хозяйственной деятельности. Весь смысл критериев сводится к тупому ограничению регистрации пн/рк одной галочкой в ручном режиме, комиссии, что в регионе, что центральная, уже успели приобрести признак «виртуальности», а протоколы - чистого фиктоза, который Головы бояться даже показывать рызыковым субъектам и суду. Для чего это делается понятно - день простоять, да ночь продержаться, авось ещё монетка сверху в фискальный период упадёт, а то ж уже очередь своих возмещенцев за этой монетой выстроена + гос долг. Даже в краткосрочной перспективе при текущих условиях, когда ежемесячно где-то около тысячи субъектов попадают в блокировку, получим замедление экономического роста до 0,1% в месяц в целом по стране, и мега перекос на Мариуполь в частности). Что в итоге? Остаётся пока только ждать формирования новой налоговой и открытия новых криминальных проваджень. Автора плюсую.
+
+40
brigadirius
brigadirius
22 мая 2019, 13:21
#
Платишь 30 000 грн взятки и флажок ризыковости снимается. Потом платишь от 5000 до 10000 грн за то что бы такой флажок поставили конкуренту. Ну и налоговики, не то что на Крузаках ездят, они их могут покупать хоть десяток в месяц, оформляя на всю родню по очереди.
+
0
Chemik
Chemik
9 августа 2019, 20:34
#
Ув. Пользователи, кто сможет кратко объяснить регламент ДФС подобной процедуры? Они кидают компанию в этот список, компания предоставляет все документы подтверждающие хозяйственную деятельность, само собой этого недостаточно и компания остаётся в списке. Что делать дальше, судиться? Судебные тяжбы минимум 6 месяцев, сопоставимо с убийством компании. По этому очень интересует регламент, как долго они имеют права держать компанию этом списке, при условии выполнения компанией все требований Дфс? И какая конечная цель подобной процедуры? Как человек столкнувшийся с подобной ситуацией впервые, могу сказать что ощущения такое что ДФС безнаказанная бандитская группировка. Понятия человечности - НОЛЬ!
+
0
brigadirius
brigadirius
12 августа 2019, 10:17
#
Если предоставленных документов было недостаточно то есть несколько линий дальнейших действий:
1. Найти выход на налоговиков которые принимают решение о внесении вашего предприятия в список рискованных и заплатить им взятку за удаление предприятия с этого списка.
2. Открыть новое предприятие и в дальнейшем соблюдать критерии постановления № 117 от 21.02.2018 в крайней редакции + соблюдать критерии рискованности плательщика налога.
3. Если возможно то перевести бизнес за границу Украины.
4. Закрыть бизнес и уехать отдыхать в тропики. Вернуться и продолжить работать, когда бизнесклимат станет благоприятным.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться