Читати українською

Новогодний корпоратив: как обойти налоговые запреты

Владельцы бизнеса знают, что сплоченность, слаженность коллектива, наличие корпоративного духа это обязательные составляющие успешной работы. А новогодние праздники – это прекрасная возможность собрать коллектив за столом, ведь это объединяет, поднимает настроение и в итоге приносит прибыль предприятию.

Владельцы бизнеса знают, что сплоченность, слаженность коллектива, наличие корпоративного духа это обязательные составляющие успешной работы.
Фото: gorodkiev.com.ua

Празднование в ресторане

Одним из самых распространенных способов проведения корпоратива является оплата предприятием заведения ресторанного хозяйства за организацию, питание и обслуживание коллектива предприятия.

Расчет предприятия с заведением ресторанного хозяйства может происходить как в наличной, так и безналичной форме.

Предельная сумма наличных расчетов предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня установлен в размере 10000 грн.

Поэтому независимо от того, применяется ли в обязательном порядке РРО при оплате наличными, сумма такой оплаты в течение одного дня не должна превышать указанной предельной суммы.

Учет

В учете расходы предприятия на проведение празднования является прочими расходами операционной деятельности (счет учета 949) и не являются расходами, связанными с осуществлением хозяйственной деятельности.

Однако на определение объекта налогообложения налогом на прибыль такое нехозяйственное назначения расходов не влияет.

У предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения, единый налог рассчитывается или исходя из суммы полученного в денежной форме дохода (группа 3), или исходя из площади земель, находящейся в собственности или в пользовании (группа 4). Поэтому вид понесенных расходов для таких юридических лиц не влияет на размер единого налога.

Налог на добавленную стоимость

Для плательщиков НДС наличие понесенных расходов нехозяйственного назначения, на которые было начислено НДС, повлияет не только на налоговый кредит, но и на налоговые обязательства.

По дате первого из событий плательщик НДС должен признать налоговый кредит по операции приобретения услуг/товаров в заведении ресторанного хозяйства (при условии регистрации налоговой накладной в ЕРНН).

Кроме того, налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства и составить сводную налоговую накладную. В такой сводной налоговой накладной в графе «Получатель (покупатель)» налогоплательщик указывает собственное наименование (Ф.И.О.), в строке «Индивидуальный налоговый номер получателя (покупателя)» проставляется условный ИНН «600000000000», а в верхней левой части указывается тип причины «13» – «Составлена ​​в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности».

Налог на доходы физических лиц

Празднование за счет работодателя (а это – бесплатное для работников питание и обслуживания в ресторане) не является доходом работника. Поскольку отсутствует возможность идентификации от которой и зависит налогообложение НДФЛ.

Именно в случае если доход в виде стоимости питания и обслуживания, который безвозмездно получен налогоплательщиком, не может быть персонифицирован, то его сумма не включается в общий налогооблагаемый доход плательщика и не подлежит налогообложению НДФЛ, а соответственно и военным сбором.

Также из-за отсутствия идентификации каждого человека и суммы выплаты социального характера, которую он получает, нет и базы для начисления ЕСВ.

Новогодний вечер как рекламное мероприятие

Если новогодний вечер в документальном плане оформить как рекламную акцию (презентацию), тогда хозяйственная направленность таких расходов дает предприятию (плательщику НДС) право на включение сумм НДС в налоговый кредит.

Для этого, рекомендуем оформить это мероприятие так:

  • руководитель предприятия издает приказ о проведении рекламной акции (презентации). В приказе определяются цели мероприятия, назначаются ответственные за его проведение лица;
  • составляется программа и смета расходов. Помимо прочих расходов, можно заложить расходы на рекламную продукцию, подарки, в т.ч. в результате розыгрыша призов;
  • по окончании мероприятия составляется отчет о его проведении: количество посетителей, количество розданной рекламной продукции, количество новых заключенных сделок (полученных контактов), общей суммы фактически понесенных расходов. К отчету можно приложить заключение маркетинговой службы о планируемом рост продаж. Для этих целей предприятие может составить опросную анкету для посетителей. Также эти сведения можно от своих потенциальных покупателей (заказчиков) собрать предварительно.

Кроме того, у предприятия в наличии должны быть все первичные документы по понесенных расходах (акты, чеки, квитанции, накладные и т.п.).

Эти документы смогут подтвердить рекламную направленность проведенного мероприятия. Особых подозрений у проверяющих это не должно вызывать, потому что в предпраздничный период рекламные акции – не редкость.

Не будет здесь проблем и с обложением НДФЛ, если связанные с подготовкой и проведением этого мероприятия расходы будут оплачены через подотчетное лицо (наличными или безналичным расчетам).

Новогодний вечер как собрание по результатам работы за год

В документальном плане такое мероприятие оформляется так:

  • составляется приказ руководителя предприятия о проведении итоговых годовых собраний органов управления и коллектива предприятия;
  • утверждается программа и смета расходов на проведение собраний (аренда помещения, расходы на угощение, кофе-брейк (обед, фуршет) в перерыве работы сборы по программе). Отметим, что расходы на развлекательную часть и алкогольные напитки сложно вписать в рамки производственных собраний, поэтому их нельзя включать в налоговые расходы; составляется отчет (протокол) об итогах проведения годового собрания.

Подытожим

Документальное оформление

Так независимо от способа проведения праздничного мероприятия главное все верно документально оформить. Приведем примерный перечень документов, которые должны быть у бухгалтера:

  • распорядительный документ (приказ о проведении праздника или презентации). Этим документом назначается ответственный за проведение мероприятия (ему поручают составить программу праздника), а также даются указания финансовой службе. Как правило, в приказе приводится список лиц (предприятий-партнеров), приглашенных на корпоратив;
  • смета расходов, разработанная на основе программы праздника. В нее могут быть включены, например, стоимость подарков работникам по списку, стоимость выступления артистов, услуги заведения ресторанного хозяйства, расходы на украшение офиса, расходы на транспортное обслуживание участников корпоратива, стоимость образцов продукции для презентации, расходы на изготовление рекламных буклетов. Понятно, что в зависимости от запланированных мероприятий содержание сметы меняться;
  • договоры с субъектами хозяйствования, задействованными в проведении праздничных мероприятий: договор аренды помещения (если корпоратив будет проходить в кафе или ресторане, то договор аренды с предприятиями ресторанного хозяйства заключать не нужно); договор ресторанного обслуживания; договор на организацию культурной программы; договор транспортного обслуживание и т.д.;
  • первичные документы, подтверждающие соответствующие расходы (накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг)). В случае если расходы были осуществлены в наличной форме, необходимые авансовые отчеты об использовании средств, выданных под отчет. К отчету прилагаются чеки, квитанции, другие расчетные документы, подтверждающие расходы;
  • отчет о фактических расходах на корпоратив, подписанный руководителем предприятия.

Учет праздничных расходов

При любом варианте корпоратива бухгалтер понимает, что каждая потраченная копейка должна быть подтверждена документом и найти свое место в учете. А чтобы затраты попали в расходы, уменьшили бухгалтерский финрезультат и, соответственно, объект налогообложения, необходимо предоставить корпоратива соответствующий статус (см. выше).

По документам корпоратив может быть представлен как:

  • рекламное мероприятие (например, как презентация продукции предприятия);
  • маркетинговое мероприятие (например, как опросы потребителей товара, приглашенных в качестве гостей на корпоратив)
  • мероприятие представительского характера;
  • коллективное застолье за ​​счет предприятия.

Расходы на корпоратив следует отражать в составе:

  • административных расходов (счет 92) – если это собрание коллектива, представительное мероприятие;
  • расходов на сбыт (счет 93) – если это мероприятие рекламного или маркетингового характера;
  • прочих операционных расходов (счет 94) – в других случаях.

Новогодние премии работникам

Возможно не все работодатели это знают, но лучшим подарком является премия работникам по результатам работы за год.

Условия предоставления премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных выплат, их размеры устанавливаются предприятиями самостоятельно в коллективном договоре (ст. 97 КЗоТ). Поэтому порядок расчета годовой премии и ее выплаты разрабатывается предприятием и согласовывается с представителями коллектива, о чем составляется соответствующий документ.

Премии и другие поощрительные выплаты признаются обязательством через создание обеспечения в отчетном периоде, если работа, выполненная работниками в этом периоде, дает им право на получение таких выплат в будущем.

Поэтому если предприятие берет на себя обязательства на выплату годовой премии, которая рассчитывается с учетом результатов работы месяцев соответствующего года, то такое предприятие создает обеспечение на выплату годовой премии, порядок расчета которого целесообразно изложить в положении об учетной политике.

Учет

Затраты на создание такого обеспечения формируются с учетом составляющей их возникновения (например, себестоимость или общепроизводственные расходы для работников, задействованных в производстве, административные расходы для работников администрации или расходы на сбыт для работников отдела сбыта).

Однако премии и другие поощрительные выплаты, подлежащие уплате в течение 12 месяцев после окончания периода, в котором работники выполняют соответствующую работу, являются текущими выплатами работникам, по которым признается текущее обязательства.

Кроме того, нецелесообразно создавать обеспечение под выплату годовой премии, если возможность такой выплаты зависит от финансового состояния предприятия. То есть работник не имеет права требовать такую ​​премию в любом случае, а у предприятия нет безусловного обязательства выплатить такую ​​премию по итогам года.

Единовременная выплата премии к Новому году, сумма которой не зависит от результатов работы за год, как текущая выплата не требует создания обеспечения, ее сумма относится к прочим операционным расходам, учитывается в составе финансового результата в объекте налогообложения налогом на прибыль и не подлежит корректировке разниц.

Налогообложение

Вознаграждения по итогам работы за год, как и единовременные поощрения, не связанные с конкретными результатами труда (например, к новогодним праздникам как в денежной, так и натуральной форме), входят в фонд оплаты труда в составе других поощрительных и компенсационных выплат. Следовательно, такие выплаты являются объектом для начисления ЕСВ.

Доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта), включаются в его общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход. Суммы премий как составляющие заработной платы облагаются НДФЛ (18%) и военным сбором (1,5%).

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться