В 2016 году произошел бум мошенничества в интернете. Злоумышленникам удалось поживиться на 339 млн грн, а правоохранители выявили 178 мошеннических сайтов. В сравнении с 2015 годом эти показатели увеличились в 4 раза. Каждый сотый владелец платежной карты стал жертвой мошенников.
Мошенники охотятся за вами в интернете. Как не попасться на их крючок?
Выживает не самый сильный или умный, а тот, кто лучше других приспосабливается к изменениям. В 90-х мошенники «крутили» наперстки на привокзальных площадях, а сейчас они подстерегают нас в интернете. Цель мошенников — обманным путем узнать у жертвы реквизиты банковской карты и присвоить деньги.
Украинская межбанковская ассоциация ЕМА (www.ema.com.ua) бьет тревогу. По оценкам экспертов, наибольшие риски для граждан представляют вишинг и фишинг. В первом случае преступники выманивают реквизиты банковских карт по телефону, а во втором — с помощью специальных сайтов. С помощью вишинга в 2016 году жуликам удалось увести у доверчивых граждан 275,4 млн грн. Жертвы таких афер теряли в среднем 1403 грн. Фишинг принес меньший «улов»: 63,6 млн грн. При этом стало меньше прецедентов со скиммингом — установкой скрытых считывающих устройств на банкоматы. Аферисты неплохо освоили интернет.
Ловкость рук и знание психологии
Первый способ, который используют жулики, — вишинг. Мошенники скупают базы данных контактов клиентов банков и затем звонят потенциальным жертвам, чтобы узнать реквизиты их платежных карт. Когда собеседник хочет узнать 16-значный номер карты, срок ее действия и CCV-код, сразу завершайте телефонный разговор. Скорее всего, с вами общается мошенник — не важно кем он представился и как объяснил причину звонка. Если вы доверитесь незнакомцу, он переведет деньги с вашей карты на свою.
Второй способ мошенничества — создание фишинговых сайтов для кражи данных. Специально для этого злоумышленники маскируют свои сайты под сервисы оплаты услуг, перевода средств с карты на карту, получения микрокредитов. Схожесть копий с оригиналом зависит от мастерства и старательности их создателей. Некоторые страницы сделаны не аккуратно, тексты скопированы с других сайтов, указанные контакты — недействительны. Со своей задачей такие ресурсы все равно справляются. Схема простая: жертва вводит данные о карте, а злоумышленники используют их для перевода средств на свои счета. Например, сайт сообщает, что операция «не выполнена», но деньги все-таки списываются с карточного счета жертвы.
С покупкой страховых полисов онлайн ситуация лучше: случаи мошенничества в этой сфере не выявлены. Все равно для полной безопасности кошелька используйте для заказа полисов сайты страховых компаний. VUSO в рамках проведения ребрендинга, обновила свой сайт и оптимизировала его под смартфоны и планшеты. На нем работает удобный калькулятор осаго — за 5 минут можно рассчитать стоимость полиса ОСАГО. Команда VUSO приложила необходимые усилия для обеспечения безопасности этого сервиса.
Как распознать фишинговый сайт
Специалисты EMA выявляют фишинговые сайты и формируют их список на сайте www.ema.com.ua. Полиция блокирует работу таких ресурсов. Пока один фишинговый сайт закрывают, два — открываются. Результат борьбы напоминает поединок Дон Кихота с ветряными мельницами — благородно, но не эффективно. Рассчитывайте на свои силы.
Признаки фальшивых сайтов:
— ресурс внесен в «черный список» на сайте www.ema.com.ua;
— домен, который может купить каждый, без ограничений: .in, .info, .com, .top и др. (сайты с адресом ***.ua, наподобие http://vuso.ua/, — безопасные);
— название сайта похоже на популярный онлайн-сервис;
— сайт не использует защищенное соединение по протоколу HTTPS (его адрес начинается с http://, а не с https://);
— неточная или устаревшая информация: ошибки в текстах, прошлогодние новости, одинаковый адрес у нескольких страниц сайта.
В интернете — множество угроз и фишинговые сайты только одна из них. Главное оружие против мошенников — осторожность и внимательность. Избегайте заманчивых предложений на сомнительных сайтах и пользуйтесь проверенными сервисами.
Комментарии