«Проект меморандума с МВФ почти согласован. Остается доработать лишь технические моменты», — заявил на днях министр финансов Александр Данылюк. Глава НБУ Валерия Гонтарева отметила, что транш в размере $1 млрд ожидается в конце февраля или в начале марта.
В чем МВФ готов уступить Украине
Только вот в графике заседаний совета директоров фонда украинского вопроса пока нет.
Ситуация напоминает 2016 год. Тогда согласование документа зависело от строго скрываемых «технических моментов», которые впоследствии оказались национализацией Приватбанка. В этот раз запросы не меньше: пенсионная реформа, земельный мораторий, пересмотр «упрощенного» налогообложения.
По информации источников, за время согласования было три рабочих редакции документа. В ходе переговоров с МВФ украинской стороне удалось частично смягчить наиболее жесткие требования и перенести сроки некоторых реформ.
Что изменилось
Во-первых, переписан раздел, посвященный пенсионной реформе. МВФ настаивал на весьма конкретных ее параметрах: повышении пенсионного возраста до 63 лет, рабочего стажа — до 25 лет. Теперь этот раздел менее резкий, менее конкретный и оставляет больше возможностей для маневров.
По обновленной версии, до конца апреля Украина обязуется принять закон о комплексной пенсионной реформе, которая вступит в силу с января 2018 года.
Она предполагает новый набор вариантов выхода на пенсию с более широким диапазоном пенсионного возраста. У граждан будет большой выбор инструментов, чтобы определиться с моментом выхода на пенсию. Эти инструменты привяжут к общему трудовому стажу и пенсионным выплатам.
В документе говорится, что это будет стимулировать людей выходить на пенсию позже. В долгосрочной перспективе экономия расходов составит не менее 3% ВВП, в том числе за счет увеличения эффективного трудового стажа.
За исключением отдельных видов профессий, украинцы будут получать пенсии, которые будут соотноситься с уплаченными ими суммами ЕСВ.
Для профессий-исключений планируют ввести дополнительные ставки ЕСВ, которые будут накапливаться как на персонифицированных счетах, так и использоваться как промежуточное финансирование. Расширение базы ЕСВ — также в списке обязательств правительства перед кредитором.
Во-вторых, нормы потребления газа (учитываются для расчета субсидий) планируют снизить с нынешних 5,5 куб м на кв м до 5 куб м. Это менее резкое снижение — МВФ настаивал на сокращении до 4,5 куб м.
В-третьих, к концу июня 2017 года Украина обязуется создать единую базу данных таможенной стоимости в ГФС под надзором Министерства финансов. Также должен быть создан потенциал для «обеспечения регулярного обновления и анализа цен на международных рынках».
Этот пункт меморандума рискует стать еще одной линией конфликта между Минфином и ГФС. В 2016 году министр финансов настаивал на передаче функций по администрированию баз данных от ГФС к Минфину.
Депутаты это не поддержали и теперь в Налоговом кодексе и меморандуме с МВФ прописано еще одно обязательство Минфина: провести до конца июня 2017 года аудит баз данных. Пока он не начался.
В-четвертых, вместо отмены упрощенного режима налогообложения планируется «усилить в отношении него требования».
Как отмечают собеседники ЭП в Минфине, речь идет о том, чтобы закрыть недобросовестным компаниям возможности уклоняться от уплаты налогов.
«Отмены упрощенной системы не будет», — уверяет Данылюк.
Трансформация упрощенной системы налогообложения — это требование и текущего меморандума с МВФ, однако власть не решалась его выполнять.
Новые старые маяки
За последний месяц список «маяков» МВФ расширился с семи до девяти.
Появились два новые: о реформе налоговой милиции и пересмотре параметров коммунальных субсидий. Сейчас список выглядит так.
Предложенные новые маяки МВФ | Срок выполнения |
НБУ наймет авторитетную международную компанию для проведения экономического расследования относительно Приватбанка, для того чтобы выяснить имели ли место правонарушения в течении шести месяцев до решения о нацинализации | Конец февраля 2017 |
Парламент примет законопроект о пенсионной реформе | Конец апреля 2017 |
Пересмотр системы субсидий для повышения их адресности; корректировка социальных норм в непиковые месяцы с апреля 2017 года; применение тарифа на распределение газа и отопления на основе мощностей, которая позволит перенести часть стоимости на летние месяцы — это изменения вступят в силу с мая 2017 года; таким образом предельные расходы на субсидии составят 47 млрд грн в 2017 году. | Конец апреля 2017 |
Принятие парламентом закона о создании новой службы, которая будет заниматься расследованием финпреступлений; закрепление полномочий по борьбе с экономическими преступлениями против государства за одним ведомством и устранение дублирования функций. | Конец апреля 2017 |
Принятие парламентом закона об обороте сельхозземель, который позволяют сразу же после этого продажу земли с января 2018 года | Конец мая 2017 |
Парламент примет изменения в законодательство относительно антикоррупционных судов | До конца июня 2017 |
Назначение набсоветом Приватбанка авторитетной международной аудиторской фирмы для аудита стоимости займов связанным с предыдущими собственниками лицам после их реструктуризации для возврата потерь, связанных с этими займами | До конца июня 2017 |
Принятие постановления КМУ о монетизации субсидий на уровне коммунальных предприятий | Конец августа 2017 |
Создание в Минфине централизированной базы данных получателей соцвыплат | Конец сентября 2017 |
К самым спорным «маякам» относятся земельная реформа, реформа налоговой милиции и монетизация субсидий на уровне коммунальных предприятий.
Последний пункт предполагает, что средства на субсидии будут перечисляться не потребителям, которые, в свою очередь, обязаны их потратить на энергоэффективность и оплату услуг ЖКХ, а предприятиям.
В целом же большинство «маяков» сулит политическую турбулентность и межведомственные разногласия. В кулуарах правительства говорят: может повториться ситуация 2016 года, когда из 11 установленных на сентябрь-декабрь задач Киев выполнил только три — самые важные.
Комментарии - 10
Да и отсутствие рынка и его наличие — огромная разница. Сейчас фермер может взять кредит в банке под залог земли?
По такому принципу наши граждане будут работать за копейки на своей земле. А прибыль будут получать корпорации. Напомню что рынок земли это требование МВФ, а не желание народа.Хотите по закону, тогда будьте добры референдум!
Есть с/х предприятие, которое его арендует и других нет, потому что никому не нужно 20 га посреди поля (вокруг другие паи) и даже скраю.
На самом деле как раз рынок земли не нужен латифундистам с 50 — 300 тыс. га. ибо им нужно будет выкупать эти паи и платить за них большие деньги, а сейчас они монопольно отдают условно «мешок зерна» как арендную плату и не более.
И просто ответьте на вопрос: «Чем существенно аренда на 20-50 лет (существует сейчас) отличается от продажи?»
Во-вторых, в Украине права работников очень защищены, и при оспаривании данной ситуации в суде, все незаконно уволенные сотрудники будут восстановлены в должностях и им будут выплачены зарплаты за всё это время.
Вы, наверное, даже не представляете за какие копейки на своей земле работали китайцы 30 лет назад, но зато можете посмотреть как сейчас живет страна, которая именно благодаря инвестициям сейчас имеет вторую экономику мира
Чем существенно отличается 20-50 летняя аренда пая, от продажи?
Чем отличается покупка украинского с/х предприятия иностранцем, которое арендует земли на те же 20-50 лет от покупки этих земель?
А вот чем МВФ так упрощенка то насолила. Очевидно же, что значительная доля текущих упрощенщиков просто уйдет целиком в тень, то есть получение налогов вырастет не сильно и бюджету не особо поможет.