Минфин - Курсы валют Украины

Установить
11 ноября 2016, 8:56 Читати українською

Доверяй, но проверяй

НБУ собрался изменить рейтинговую систему оценки банков. Вместо CAMELS ее назовут CAMELSO. Что планируют изменить кроме названия? «Минфин» попросил рассказать директора департамента инспекционных проверок НБУ Татьяну Лебединец. Получилась любопытная колонка.

Татьяна Лебединец
Татьяна Лебединец
директор Департамента инспекционных проверок банков НБУ

Сейчас мы оцениваем банки по системе CAMELS (Capital Adequacy, Asset Quality, Management, Earnings, Liquidity, Sensitivity to market risk). Обновленная система называется CAMELSО (добавился новый компонент оценки Operational risk — буква «О»).

В CAMELSО более детально прописаны как количественные, так и качественные показатели работы банков. Например, появилась особенность: каждый компонент оценивания имеет свой удельный вес в рейтинговой системе. Если хотя бы по одному из компонентов банк получает низкую оценку, это отображается на общем результате.

Понятно, что у банкиров масса вопросов. Вот ответы на пять самых частых.

На какие показатели ориентируются инспекторы НБУ, оценивая качество менеджмента банка? Каким должно быть образование у топ-менеджеров, чтобы получить «хорошую отметку» проверяющего из НБУ?

Качественный диплом у топ-менеджеров банка – это хорошо, но практическое применение знаний для нас намного важнее. Мы оцениваем:

— качество построенного в банке корпоративного управления и системы внутреннего контроля;

— уровень системы управления рисками. Реагирование руководства банка на риски, присущие его деятельности, и своевременное принятие мер по их минимизации;

— качество внутреннего аудита банка. Адекватность результатов внешнего аудита банка по результатам инспектирования;

— выполнение рекомендаций НБУ;

— кадровую политику и управление персоналом (обучение, текучесть кадров, механизмы мотивации, наличие кадрового резерва);

— планы по развитию банка (стратегическое и краткосрочное планирование). Наличие процесса бюджетирования, финансового планирования. Контроль за реалистичностью и достижением запланированных показателей, частоту их корректировок. Проведение стресс-тестирования;

— достаточность и адекватность статистической и внутренней управленческой отчетности. Корректность ведения бухгалтерского учета;

— риски внутрибанковской дельности.

В связи с изменениями оценки информационных рисков нужно ли нанимать отдельных специалистов, которые будут обеспечивать и проверять информационную безопасность банка?

Специально таких требований мы не выдвигаем. Профильным специалистам банка порой достаточно пройти дополнительное обучение и обновить, упорядочить свои знания по направлению «информационная безопасность». Ведь мы не проверяем ничего нового – все вопросы взяты из действующих постановлений НБУ, Законов Украины, Указов Президента. Большинство требований банки выполняют на протяжении пяти – десяти лет. И все, что нужно сегодня от специалистов, это еще раз проанализировать имеющиеся нормативные документы и самостоятельно, непредвзято оценить, как банк их выполняет .

Нормативных документов, касающихся информационной безопасности, сегодня много, но они разрозненны. Поэтому Национальный банк работает над созданием единых, объединенных требований к информационной безопасности банков. Надеюсь, такие требования появятся уже в будущем году.

В связи с увеличение количественных и качественных показателей может ли руководство банка увидеть, какую оценку банк получает по каждому показателю до того, как презентация итоговой оценки банковского учреждения будет вынесена на заседание правления НБУ?

Результаты проверки сначала презентуются руководству банка. Как правило, плановая инспекция длится 4-6 недель. В течение этого времени инспекторы озвучивают менеджменту банка выявленные проблемные вопросы. Если банк успевает в ходе проведения проверки выполнить отдельные рекомендации НБУ, то они включаются в отчет инспектора, как выполненные. И уже не будут частью дальнейшего контроля со стороны НБУ.

Изменилась ли периодичность инспекций банков?

Изменения подходов к проведению инспекционных проверок и оценки банков по рейтинговой системе CAMELSO базируется на риск-взвешенном подходе. Это означает, что наиболее рискованные банки будут проверяться чаще тех, которые получили хорошие оценки по результатам инспектирования.

В наших нормативных требованиях значится периодичность — не реже чем один раз в три года. Это требование мы пока не отменяли, хотя наши консультанты из МВФ рекомендуют снять законодательные ограничения и пользоваться исключительно риск-ориентированным планированием проверок.

Какие изменения произошли в реакции банков на результат проведенной инспекционной проверки и оценки по системе CAMELSO?

Раньше, например, банки на свое усмотрение готовили планы мероприятий по устранению недостатков, выявленных в их работе инспекционной проверкой НБУ — уже после завершения такой проверки на основании рекомендаций инспекторов. Теперь же инспекторы НБУ совместно с банком составляют планы таких мероприятий еще до завершения процесса инспектирования. То есть, проверяющие не только оценивают работу банка, но и согласовывают вместе с его руководством рекомендации по устранению недостатков и сроки выполнения этих рекомендаций.

Именно поэтому инспекторы теперь стали «внештатными аудиторами» и «консультантами» руководителей банков. Если банкиры хотят добросовестно и прозрачно вести свою деятельность – наша задача им в этом помочь.

Также, система оценки CAMELSO призвана поставить всех участников рынка в одинаковые условия ведения бизнеса. При новом подходе к инспектированию внедряется документирование и двойной контроль на каждом этапе проверки, что полностью исключает единоличное влияние на оценку сотрудника НБУ.

Конечно, вопросов больше. Очень надеюсь, что банковское сообщество не постесняется их задать. Вспомните роман «Финансист» Теодора Драйзера: «… финансист не может быть орудием в руках другого. Он сам пользуется таковым. Он создает. Он руководит».

Комментарии - 1

+
0
Nekrasov
Nekrasov
11 ноября 2016, 12:49
#
Пока в методологии проведения таких проверок по новым требованиям — вопросов больше, чем ответов. Фактор « субъективной оценки банка » тем или иным сотрудником из проверяющей команды НБУ чрезвычайно значим. Буква «О», добавленная к системе оценки CAMEL дает очень много маневра для проверяющих. При этом, словами Жванецкого -« поменяйте концовку — не грустно лег, а радостно встал...» субъективизм оценки банка по заданию и желаниям руководства НБУ будет просто зашкаливать.Очень много вопросов, специально полностью не прописанных, или просто «сырых»… Там еще работать над нормативной базой и работать…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться