По состоянию на 1 сентября 2014 года в Украине зарегистрирован 171 банк, в том числе 50 банков с участием иностранного капитала, из которых 19 на 100% контролируются зарубежными акционерами. Доля иностранного капитала в уставном капитале по банковской системе составляет 31,6%.
Дочки-матери: выживут ли банки с иностранным капиталом
В последнее время в связи с ликвидацией или введением временных администраций в большом количестве банков возникают вопросы, устойчивы ли банки с иностранными акционерами и как оценивать публикуемые НБУ цифры.
Надежды и суровые рыночные реалии
Ставки по кредитам и депозитам так и не достигли желанных европейских уровней, но банковский рынок демонстрировал впечатляющую
динамику по всем основным показателям.В период с 2004 года и до мирового финансового кризиса 2008 года иностранные банковские группы активно входили на украинский банковский рынок, выкупая банки у украинских акционеров или создавая новые финучреждения. Нацбанк активно способствовал этому процессу, надеясь на снижение стоимости пассивов системы за счет «дешевых и долгих» иностранных ресурсов и прогнозировал снижение ставок по кредитованию до уровня европейских и российских, а также ратовал за привнесение в отечественную банковскую практику иностранных технологий и продуктов.
В этот период, на фоне активного притока иностранного капитала и продажи валюты на межбанковском рынке, происходило постепенное укрепление национальной денежной единицы. И хотя ставки и по кредитам, и по депозитам, так и не достигли желанных европейских уровней, рынок демонстрировал активную позитивную динамику по всем основным показателям развития банковской системы.
В 2008 году грянул мировой финансовый кризис, который очень болезненно отразился на украинской банковской системе, корпоративном секторе и населении. От последствий данного кризиса некоторые отрасли украинской экономики и население, оформившее валютную ипотеку не оправились до сих пор. Постепенно экономика восстанавливалась и приспособилась к новым реалиям.
Навыки выживания в агрессивной среде
На этом фоне, большинство банков с иностранным капиталом, работавших на рынке в 2008 году, сформировали необходимые резервы под сложившуюся проблемную задолженность и докапитализировались в необходимых масштабах. В основном, на первом этапе это происходило за счет капитала материнских структур, а потом по мере стабилизации ситуации значительная часть необходимой ликвидности уже формировалась за счет украинской базы фондирования путем привлечения вкладов населения и увеличения числа корпоративных клиентов. Эти ресурсы были «дорогими», по сравнению с деньгами материнских структур, но давали возможность украинским дочкам чувствовать себя относительно независимыми и достаточно активно вести кредитную деятельность в период 2010-2013 годов.
Ресурсы были «дорогими» по сравнению с деньгами материнских структур, но давали возможность
«дочкам» активно вести кредитную деятельность.Для привлечения средств населения банки с иностранными инвестициями активно наращивали филиальную сеть, основной акцент в рекламе при этом делая именно на надежности этих финучреждений за счет привлеченного иностранного капитала международных акционеров. Таким образом, большинство банков с иностранными инвестициями в Украине к началу 2013 года имели достаточно разветвленную сеть отделений и значительный штат, что само по себе было очень затратно. Это было характерно как для украинских банков с европейскими капиталами, так и для их коллег с российскими корнями.
По данным НБУ, на фоне постепенного снижения показателей развития украинской экономики, уже начиная с 2011 года в банковской системе (пик количества банков с иностранным капиталом — 55 банков) начала наблюдаться тенденция уменьшения количества иностранцев. По состоянию на 01.09.2014 количество банков с иностранными инвестициями сократилось до 50, а удельный вес иностранного капитала в уставном капитале украинских банков сократился с 40,6% (по состоянию на 01.01.2011) до 31,6% (по состоянию на 01.09.2014) и это на фоне более 60 процентной девальвации гривны.
Политический и экономический кризис, охвативший Украину в 2014 году, и военные действия на юго-востоке страны, оптимизма иностранным акционерам украинских банков не добавляют. Снижение рейтинга страны привело к автоматическому снижению рейтингов банков — резидентов Украины, что в свою очередь приводит к тому, что в консолидированной отчетности международных финансовых групп активы их украинских дочек выглядят не лучшим образом и являются потенциально проблемными активами.
Кроме этого, результаты стресс-тестирования крупнейших 15 банков Украины подтвердили предварительные прогнозы аналитиков о том, что большинство из этих банков требуют докапитализации в той или иной мере. Из них более половины — это банки с иностранными инвестициями. Аналогичная ситуация, по предварительным прогнозам будет и по группе 20 крупных банков, прошедших стресс-тестирование несколько позже, среди которых также более половины имеют в структуре капитала долю иностранцев.
Масштабы необходимых огромных вливаний в капитал банков подтвердил министр финансов Александр Шлапак в комментариях по результату стресс-тестирования группы первых 15 крупнейших банков Украины, заявив о необходимости докапитализации в размере около 56 млрд гривен.
По словам главы Минфина, среди банков, которые нуждаются в докапитализации со стороны правительства — государственные «Ощадбанк», «Укрэксимбанк» и «Укргазбанк».
Что касается банков с иностранным капиталом, в т.ч. российским, то: «Все материнские банки этих учреждений готовы самостоятельно докапитализировать их», — сообщил он.
Украинские банки с иностранным капиталом, оказались в той же ситуации, что и их украинские коллеги. Как по перечню трудностей, так и по их масштабам.При этом, российский банковский капитал, в связи с ситуацией на юго-востоке, чувствует себя в Украине достаточно некомфортно, что в принципе прогнозируемо. Политический фактор активно повлиял на вынос вкладов у всех банков с российским капиталом, что привело к уменьшению их активности на нашем рынке и корректировке планов по дальнейшему развитию.
Не оправдали себя и надежды на то, что банки с иностранными инвестициями смогут привнести новые технологии по администрированию рисков при совершении активных операций. Регулятор надеялся, что иностранные банковские группы будут более стресс-защищенными по кредитованию, привнеся новые технологии оценки кредитных рисков и более совершенные банковские продукты. К сожалению, объемы просроченной и проблемной задолженности в большинстве банков с иностранными инвестициями не ниже, а по некоторым банкам выше, чем в целом по банковской системе.
«Капитальные» ловушки
Таким образом, банки с иностранными инвестициями оказались фактически в той же ситуации, что и их сугубо украинские коллеги. Они также будут вынуждены проводить ряд непопулярных мер для оптимизации своих расходов и максимального снижения уровня «токсичных» активов. В первую очередь, это сокращение персонала и неэффективно работающих отделений, дополнительное формирование резервов под активные операции, снижение новых объемов кредитования и ужесточение подходов к заемщикам.
Многие из крупных «иностранных» дочек уже не скрывают, что их акционеры готовы были бы их продать за более-менее приемлемую цену. Другие уже начали активную работу по увеличению своего капитала. Например, украинская дочка российского ВТБ объявила об увеличении своего капитала до 6,6 млрд гривен путем проведения осенью этого года дополнительной эмиссии акций на 1,2 млрд гривен. О подобных планах своих владельцев банков говорят и топ менеджеры части украинских «иностранцев», но при этом откровенно признают, что такая необходимость не вызывает никакой радости у их «материнских» структур.
Многие из крупных «иностранных» дочек уже не скрывают, что их акционеры готовы были бы их продать за более-менее приемлемую цену. Другие уже начали активную работу по увеличению своего капитала.Дополнительно к экономическим проблемам этого года, банки с иностранными инвестициями столкнулись и с политическими рисками для банков с российским капиталом. Аннексия Крыма и военные действия на юго-востоке Украины с участием российских военных привели к введению санкций со стороны Евросоюза и США, а также к изменению в законодательстве Украины, позволяющему в некоторых ситуациях активно воздействовать на банковские структуры с российским капиталом. Поэтому эти банки, активно развивающиеся в предыдущие годы, сейчас вынуждены снизить темпы своего развития в Украине или даже сокращать объемы бизнеса в стране.
Можно сделать вывод — все украинские банки с иностранным капиталом, оказались в той же ситуации, что и их украинские коллеги. Как по перечню трудностей, с которыми они сталкиваются в 2014 году, так и по масштабу этих проблем. Рецепт для решения этих проблем прост — увеличение капитала и оптимизация их бизнеса.
Обнадёживает, что значительная часть банков с иностранным капиталом в Украине принадлежит крупным мировым финансовым группам, для которых репутационные потери при возможном банкротстве их украинских дочек значительно выше, нежели их прямые убытки от ведения бизнеса в Украине. Поэтому они будут проводить активную докапитализацию своих дочерних банков для улучшения ситуации. Те же из них, чьи иностранные владельцы не захотят или не смогут осуществить дополнительных вливаний в их капитал, вероятнее всего пройдут процедуру слияния и поглощения их более удачливыми коллегами. И здесь ключевым вопросом станет стоимость оценки активов таких учреждений их потенциальными поглотителями.
Алексей Исаев
Комментарии - 13
Иначе как выразились Европейские бизнесмены, они могут стать для нас надгробной плитой (из закрытого источника).
А украинским коллегам, именно этому и нужно учиться! Репутацию надо зарабатывать, не только перед другими финансовыми компаниями, а перед всей Украиной, особенно в сложившейся ситуации. Ведь фактические владельцы банков, хоть и потеряют много средств, но не обеднеют. Зато к ним увеличится доверие, чего так не хватает в нашей стране!
Есть еще один вариант — продажа банка другому собственнику в Украине.
Например, тот же Commerzbank продал банк «Форум» олигарху Новинскому и сейчас банк ликвидируется.
Если учесть, что даже «райффайзен» пытается избавится от своей дочки (а это один из самых дорогих банков, так как они рассчитывают продать его за то что и купили (1 млрд.$ . Многие «мамы» уже перестали поддерживать финансово своих же «дочек». Правда, это не значит, что они их кинут в критический момент, мне так кажется. Но сам факт, того, что на сегодняшний момент, иностранцы боятся наш банковский рынок!
Даже, при условии, что все-таки будет принято решение о выходе с украинского рынка — уйдет, предварительно рассчитавшись по всем обязательствам.
В моей памяти сразу всплывает Сведбанк, который в течении 3-х месяцев закрывал отделение и все счета своих клиентов (получив немалый убыток). Зато ушел красиво и слово плохого про него сказать не могу.