В эти дни в Вашингтоне, возможно, сложно найти консенсус, но многие руководители компаний и экономисты, кажется, сходятся в одном: самым большим риском для крупнейшей мировой экономики могут быть ее собственные избранные представители, пишет Корреспондент со ссылкой на Reuters.
Вашингтон становится самым большим риском для экономики США
Разрешившегося в последний момент бюджетного и долгового кризиса, неразборчивого сокращения расходов и 16-дневной приостановки работы правительства может быть и не достаточно, чтобы снова ввергнуть страну в рецессию.
Но ошибки политики Вашингтона в последние годы, согласно последним оценкам, значительно замедлили экономический рост и держат без работы около 2 миллионов человек.
Серьезное сокращение расходов имеет важную причину. Но управление в кризис также может заставлять компании экономить деньги вместо того, чтобы строить новые фабрики, покупать больше оборудования и нанимать больше сотрудников, говорят некоторые экономисты.
«Я все больше убеждаюсь, что причина, по которой наша экономика не может добиться высокой скорости — это неопределенность, созданная Вашингтоном», — сказал Марк Занди из Moody's Analytics.
В среду Конгресс проголосовал за то, чтобы возобновить работу правительства и разрешить ему занимать деньги до февраля следующего года. Но эта сделка не решает глубинные споры, которые в первую очередь привели к кризису, и заставляет многих бояться повторения этого тупика через несколько месяцев. План состоит в том, чтобы добиться более долговременного бюджетного соглашения, но мало кто надеется на его успех.
«У нас кризис после кризиса после кризиса и это разрушительно влияет на экономику, — сказал Грег Валлери из Potomac Research Group. — Если вы компания, как мы можете что-то планировать в такой обстановке?»
Ведущие руководители компаний соглашаются.
«Большинство исполнительных директоров, с которыми я разговаривал в США, говорят, что спад в бизнесе происходит из-за этого. — сказал Лоренс Финк из BlackRock Inc. — У меня была телефонная конференция со многими из них и я слышал в совете про спад со стороны американских потребителей из-за этой истории, так что это уже влияет на нашу экономику — и будет влиять на создание рабочих мест в то время, когда нам нужно больше рабочих мест».
Не все экономисты согласны с тем, что политический цирк в Вашингтоне заметно вредит экономике. Несмотря на то, что опасения о долговом «потолке» повысили стоимость заемных средств для правительства за последнюю неделю, это повышение было минимальным, а фондовый индекс S&P 500 удержался у рекордного значения.
Медленное восстановление
Однако темпы восстановления после рецессии 2008-2009 годов были необычайно медленными.
Хотя общий объем производства в США сейчас больше, чем был до рецессии, уровень частных инвестиций остается ниже, чем в 2007 году. Работодатели продолжают нанимать сотрудников медленнее, чем до рецессии.
С тех пор, как финансовый кризис пошел на спад, Вашингтон наносит один удар за другим. Демократы провели реформы системы здравоохранения и финансового сектора в 2010 году, которые, при всех их достоинствах, вносят болезненные изменения в функционирование двух столпов постиндустриальной экономики США.
Общественное недовольство законом о здравоохранении помогло республиканцам получить контроль в Палате представителей в 2010 году, что ознаменовало начало раскола в администрации и привело ее к неразрешимому противостоянию по вопросам налогов и расходов. Почти состоявшаяся остановка работы госучреждений в апреле 2011 года привела к спорам о долговом «потолке» в июле и августе того же года, что поставило стану на грань дефолта и вызвало первое снижение ее кредитного рейтинга.
Как и в этом году, Конгресс тогда предотвратил катастрофу в последний момент. Но этот конфликт столкнул доверие потребителей до минимальных уровней, где оно оставалось в течение многих месяцев. Индекс S&P 500 рухнул на 17 процентов и на восстановление ему понадобилось более шести месяцев.
Соглашение о долговом «потолке» подразумевало сокращение расходов на национальную оборону, строительство автомобильных трасс, научные исследования и других дискреционных расходов, которые Конгресс должен одобрять ежегодно.
Другая бюджетная сделка, заключенная в январе этого года после нового противостояния, включает повышение налогов для снижения дефицита бюджета.
Ни одна из этих сделок не касалась трат на здравоохранение и пенсии, которые являются самой большой угрозой долговременному бюджетному здоровью страны. Неспособность урезать эти программы или найти иные источники средств привела к повсеместному сокращению расходов правительства, так называемому секвестру, который вступил в силу в марте.
Вместе с улучшением состояния экономики эти меры помогли снизить дефицит бюджета США с 8,7 процента ВВП в 2011 бюджетном году до ожидаемых 3,9 процента ВВП в бюджетном году, который завершился 30 сентября. Но это слишком дорого стоило.
Рабочие места не создаются
В докладе Macroeconomic Advisers, опубликованном в понедельник, говорится, что если бы Конгресс сохранил объем дискреционных расходов на том же уровне, что и в 2010 году, численность трудоустроенных американцев была бы на 1,2 миллиона больше.
По оценке этой компании, составляющей прогнозы, беспорядочное поведение Вашингтона увеличило безработицу на 900.000 рабочих мест.
Занди считает, что сокращение бюджета стоило США 2,25 миллиона рабочих мест. Без этих мер уровень безработицы составлял бы сейчас 6,3 процента вместо нынешних 7,7 процента, говорит он.
Даже многие их тех, кто не считает, что политическая неопределенность повредила экономике, согласны, что сокращение расходов и повышение налогов нужно было бы производить постепенно.
«Бюджетная консолидация представляет собой большой тормоз для экономики», — сказал Пол Эшворт из Capital Economics.
Международный валютный фонд в июне назвал попытки США сократить дефицит «чрезмерно быстрыми и плохо разработанными» и сказал, что секвестр почти вдвое снизил экономический рост в стране в этом году.
Тем временем, Конгресс игнорирует другие важные законы, такие как реформа иммиграционного законодательства, которая могла бы поддержать экономику.
Напомним, сегодня ранее эксперты Standard & Poor's подсчитали, что временный простой правительства обойдется США как минимум в $24 млрд.
Как сообщалось, 16 октября американские политики все-таки смогли договориться, и сегодня Обама подписал проект бюджета, который предусматривает финансирование госучреждений до 15 января 2014 года и расширение лимита на заимствования до 7 февраля.
Комментарии