В правительстве ищут дополнительные способы увеличить доходы бюджета. Министерство доходов и сборов предлагает в структуре налога на роскошь ввести трехпроцентное налогообложение взносов в капитал обществ, ценных бумаг и корпоративных прав на сумму свыше 1 млн грн. Глава Миндоходов Александр Клименко утверждает, что таким образом будет достигнута социальная справедливость, однако представители бизнеса опасаются, что дополнительный налог сделает невыгодным инвестирование в экономику страны, пишет Коммерсант-Украина в статье «Капитальная справедливость».Министерство доходов и сборов в ходе доработки проекта закона о введении с 2014 года налога на богатство решило еще больше ужесточить налогообложение операций с ценными бумагами.
С инвестиций планируют ежегодно взимать 3%
Министерство доходов и сборов в ходе доработки проекта закона о введении с 2014 года налога на богатство решило еще больше ужесточить налогообложение операций с ценными бумагами. Как сообщил источник в правительстве, под дополнительное налогообложение подпадут физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты, которые владеют в Украине корпоративными правами, ценными бумагами, а также взносами в уставные капиталы хозяйствующих обществ. Речь идет о публичных и частных акционерных обществах, полных, коммандитных, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью. Собственники таких активов на сумму свыше 1 тыс. минимальных зарплат (1,147 млн грн) или участвующие в капитале на такую же сумму должны будут ежегодно платить налог в госбюджет в размере 3% от оценочной стоимости таких активов.
Необходимость такой инициативы в министерстве поясняют социальной справедливостью. «Люди, декларирующие взносы в уставный фонд, но не показывающие источники дохода — это тот вопрос, которым нужно заниматься. Когда мы сравниваем базы данных учредителей физлиц и их взносы с задекларированными ими доходами, конечно же, возникают вопросы. И таких людей достаточно много»,— рассказал «Ъ» министр доходов и сборов Александр Клименко.
Впрочем, господин Клименко не смог назвать размер ожидаемых поступлений в бюджет от введения такого налога. «Сегодня мы говорим о принципах, а не о том, что мы что-то сделаем и получим миллион. Мы строим систему, которая будет социально справедлива, чтобы завтра нам не сказали, что здесь несправедливость»,— ответил он. Этот налог является частью налога на роскошь (также будет взиматься с квартир, домов, автомобилей, яхт, самолетов, вертолетов, антиквариата), поступления от которого должны составить 500 млн грн в год.
В случае принятия поправок в Налоговый кодекс новый налог станет третьим, который взимается с операций с финансовыми инструментами. Сейчас при получении прибыли от сделок с ними юридические лица платят 10%, физические лица платят налог на доходы в размере 15-17%. С 1 января вступил в действие акцизный сбор в размере 1,5% от суммы сделки вне фондовой биржи, а при условии нахождения бумаг в листинге организатора торгов — 0,1%. Если же по ним рассчитывается биржевой курс, то плата составит 0%. По данным Министерства доходов и сборов, поступления в госбюджет от акциза в январе-августе составили 44 млн грн.
Спорным элементом инициативы является угроза двойного налогообложения, например в холдингах. «Если говорить о налоге на взнос и корпоративные права, то один и тот же актив может два раза попадать под эту ставку. При этом нужно еще понимать, как оценивать взнос»,— отмечает советник практики корпоративного права юридической фирмы Integrites Ярослав Абрамов.
Участники рынка не одобряют инициативу министерства. «Это все инструменты привлечения инвестиций в страну. Почему на увеличение налогов по вкладам на депозиты никто не рискует идти, а ведь за счет этого можно получить в разы больше, чем от всего фондового рынка»,— удивлен руководитель одной из компаний. «С точки зрения крупного бизнеса инициатива ввести налог на капитал не приветствуется, потому что это новый налог на инвестиции. В результате больше будет платить именно крупный бизнес, так как именно он осуществляет крупные инвестиции. Такой налог, вероятно, может отпугнуть и иностранных инвесторов, чей выбор будет очевиден: вкладывать деньги в страну, где такой налог есть или в страну, где такого налога нет»,— считает руководитель департамента налогового планирования в Group DF Владимир Диденко.
Комментарии