Госбюджет сможет отвечать по кредитным обязательствам не только государственных, но и частных компаний. В Партии регионов предлагают разрешить правительству выдавать госгарантии по кредитам, привлеченным любой украинской компанией. Эксперты говорят, что нынешняя система распределения гарантий непрозрачна в принципе, а привлечение в нее частного сектора может привести к искривлению конкуренции на рынке, усилению коррупции и появлению новых бюджетных проблем, пишет Коммерсант-Украина в статье «Государство гарантирует».
Госбюджет может стать поручителем по кредитам частных компаний
Механизм гарантирования государством долговых обязательств по кредитам может быть пересмотрен. Депутаты Анатолий Кинах, Леонид Байсаров и Николай Солошенко (все — Партия регионов) подали в парламент законопроекты N3209-3210, которыми предложили внести изменения в госбюджет-2013 и Хозяйственный кодекс. Если сейчас при кредитовании проектов инвестиционного характера госгарантии могут получить субъекты хозяйствования лишь государственной формы собственности, то депутаты настаивают на расширении этой нормы на частный бизнес. «Экономика Украины находится в сложном положении с элементами рецессии. Проблемы развития усугубляются отсутствием ресурсов. Сложно обеспечить доступ к банковским средствам, учитывая их высокую стоимость — по средне- и долгосрочным кредитам годовая ставка превышает 20%, поэтому на законодательном уровне необходимо поддержать поиск ресурса. Неправильно ограничиваться только госкомпаниями»,— уверен господин Кинах.
Частный капитал будет на конкурсной основе участвовать в получении гарантий для реализации проектов, которые будут признаны для страны приоритетными, считает автор законопроекта. Это могут быть, например, проекты по энергоэффективности, импортозамещению, модернизации, локализации производства. Порядок и критерии отбора для получения госгарантий должен предложить Кабмин. «Нельзя снижать маневренность правительства, прописывая порядок на законодательном уровне, потому что приоритеты могут меняться, а процесс изменений будет долгим»,— отмечает господин Кинах. Бюджетом-2013 предусмотрено предоставление госгарантий на сумму 50 млрд грн — в частности, Кабмин готов отвечать по долгам «Укравтодора», «Укроборонпрома», Государственного ипотечного учреждения, предприятий Госагентства инвестиций и управления национальными проектами. По информации Анатолия Кинаха, на начало сентября гарантии предоставлены на 15 млрд грн.
По мнению экономиста Национального института стратегических исследований Алексея Молдована, инструмент госгарантий используется в госсекторе неэффективно. «Изначально берутся кредиты с пониманием, что погашать их не будут, а правительство выполнит обязательства. А частные компании привлекают средства в банках, ориентируясь на развитие»,— говорит он. Гарантия позволяет снизить часть риска невозврата кредита, поэтому ставка по таким займам, получаемым в госбанках, может снизиться до 12%. Директор центра «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук скептически относится к предоставлению госгарантий, поскольку это сопряжено с коррупцией — чиновники решают, какой проект получит гарантию, а какой — нет. Он опасается, что в случае возникновения задолженности частных компаний государству будет сложно взыскать средства, и платить по кредиту будет госбюджет. «Должны быть общие условия для всех: нормальная валютно-монетарная политика, гибкий курс, а если его держать, то и ставка кредитов будет выше 20%»,— полагает эксперт.
Исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревянко считает нецелесообразным расширение количества претендентов на госгарантии в условиях бюджетного кризиса. «Хотя госгарантии для бизнеса это хорошо, но будут ли условия их получения для всех одинаковыми?» — недоумевает она. «Если бы было понимание, как убрать коррупцию или хотя бы ее минимизировать, тогда был бы смысл. Но поскольку у нас хорошее дело чаще всего превращают в зло, то целесообразности нет»,— добавляет заместитель главы совета Федерации работодателей Дмитрий Олейник. Анатолий Кинах признает, что коррупционные риски присутствуют, но это не должно стать преградой, ведь мировая практика показывает, что возможности государства, объединенные с частными компаниями, дают хороший результат.
Учитывая эти факторы, прохождение законопроекта в Верховной раде может быть непростым. Глава парламентского подкомитета по вопросам расходов госбюджета Александр Пресман (Партия регионов) сетует, что «государство не может рассчитываться за всех, кто понабирал кредитов». А его коллега по комитету Олег Медуница («Батькивщина») считает такую законодательную инициативу смешной при нынешних долгах и дефиците бюджета: «Еще прошлые долги по гарантиям не раздали».
Комментарии