Отечественная металлургия, похоже, сохранит во втором квартале практически все негативные тренды из квартала первого. А жаль, ведь первый квартал отметился не только падением производства, но и снижением реализации металлопродукции. От позитивных прогнозов удерживают невеселые аналитические прогнозы по спросу от Всемирной ассоциации производителей стали — производство металла в мире намного превышает спрос.
Отечественная металлургия: борьба за выживание
В борьбе за потребителя, а значит, за выживание, металлурги готовы на все — и на внутреннем рынке, и на международном.
Правительство, вроде бы, серьезно озабочено проблемами бюджетообразующей отрасли и готово ее поддерживать. В первую очередь, чиновники видят выход в стимулировании внутреннего потребления. Впрочем, говорят о необходимости развивать металлопотребляющие отрасли в стране уже не один год, однако, пока все ограничивается «программированием рынка». В том смысле, что на разных уровнях регулярно принимаются некие программы по развитию, улучшению, стимулированию, которые, увы, так и остаются на бумаге. В опубликованной весной этого года программе поддержки отечественной экономики металлурги увидели для себя невеселую перспективу — рассчитывать и в дальнейшем предстоит только на себя.
Понятно, что в борьбе за выживание хороши любые средства. Вот и украинские металлурги, поняв, что на внутреннем рынке их не ждут, решили еще активнее бороться за внешние… Метод борьбы выбрали китайский — чем ниже цена, тем лучше.
Время — не покупать
Украинская металлургия движется по нисходящей, и данные первого квартала нынешнего года показывают, что многомесячный негативный тренд переломить не удалось. «Минусовые» показатели производства практически по всем видам продукции, обнародованные в начале апреля, увы, были подкреплены еще более «минусовыми» данными по реализации. Перед самыми майскими праздниками Госстат обнародовал цифры — реализации металлопродукции в январе-марте т.г. упала на 4,643 млрд гривен (или на 8,8%), чуть перевалив за 48,1 млрд грн.
Роковая цифра падения весенних квартальных продаж в 8,8% преследует отечественную металлургию второй год подряд. Грустно иронизировать, но первый квартал нынешнего года «упал» в процентном отношении ровно настолько, насколько первый квартал 2012 года — к январю-марту 2011 (напомним, что в январе-марте 2012 падение реализации также составило 8,8% — до 52,762 млрд грн).
Кстати, колоссальная тенденция к спаду продаж в нынешнем году стала очевидной еще в конце 2012 года — в сравнении с тем же 2011 годом падение объемов реализации металлопродукции составило около 31 млрд гривен или же 7%.
Падение реализации в нынешнем году металлурги объясняют практически теми же причинами, что и в прошлом. Прежде всего, оно связано, со спадом производства металлопродукции, который, в свою очередь, вызван отсутствием рынков сбыта.
И отдельные случайные «плюсики» не дают повода для оптимизма, особенно, на фоне мировых показателей. Да, в январе-марте текущего года Украине удалось, хоть и незначительно — всего на 0,4% — увеличить производство стали. Для сравнения — по данным Всемирной ассоциации производителей стали, общемировое производство в первом квартале выросло на 2,3%.
Мировая металлургия в поисках потребителя
И мировые, и украинские металлурги надеются на рост потребления, который, наконец должен развернуть вверх и производство. Вопрос в том — когда это произойдет, кто и как сможет дожить до этого момента, всем ли производителям достанется по потребителю и удастся ли «аборигенам» вытеснить со своих внутренних рынков «чужаков».
Вспомним, общий объем производства стали в мире в 2012 году достиг более 1,5 млрд тонн. А по данным независимого поставщика информации на металлургическом рынке британской компании MEPS Ltd. мировое производство стали в 2013 году по сравнению с 2012 годом вырастет еще на 4,7% и составит 1,62 млрд тонн.
В прошлом году мировое производство росло, прежде всего, благодаря основным рынкам-потребителям — Китаю, США, Индии, России, Южной Корея и Турции. Но необходимо учитывать, что те страны, которые наиболее активно потребляют металл, стараются не только выйти на самообеспечение, но и оставаться активными экспортерами. А значит — продолжают наращивать собственные мощности.
Директор по исследованиям российской консалтинговой компании «Металл Эксперт Консалтинг» Владимир Терловой отмечает, «Сохраняются избыточные мощности в странах — экспортерах металлопродукции — Китае, Европе, Корее, Японии, что на фоне мирового снижения цен на сырье сделает их продукцию более конкурентной».
И не утешают даже прогнозы Всемирной ассоциации производителей стали, что в 2013 году по сравнению с 2012 годом мировое потребление стали вырастет на 2,9% — до 1,454 млрд тонн, а в 2014-м на 3,2% — до 1,5 млрд тонн. Увы, рост производственных мощностей в мире четко показывает — такого потребления явно недостаточно и металлурги производят больше продукции, чем может востребовать рынок на данный момент.
С учетом всех этих факторов, Украине все труднее удерживаться на прежних рынках. К примеру, вполне логичным шагом вышеназванных стран станет замещение украинской металлопродукции «своей».
Директор украинского госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк прогнозирует, что украинское производство стали из-за переизбытка мощностей в мире в 2013 году может сократиться на 0,6% — до 32,7 млн тонн. По его словам, основными конкурентами Украины на мировом рынке являются Турция, Россия и Китай.
Но украинские металлурги, по крайней мере, отдельные производители, продолжают сохранять оптимизм. Так, в 2013 году одна из ведущих меткомпаний страны «Метинвест» рассчитывает, что спрос на сталь вырастет в России и странах Юго-Восточной Азии, что, в свою очередь, может положительно сказаться на показателях работы компании и ее присутствии на внешних рынках.
Что касается рынков стран СНГ, то оптимизм может оказаться явно чрезмерным. Всемирная ассоциация производителей стали дала прогноз, что рост потребления стали в странах СНГ замедлится до 2,0%, достигнув 57,6 млн тонн в 2013 году, и то благодаря России, которая компенсирует снижение спроса на рынке в Украине и Казахстане.
При этом, нужно учесть, что в рамках программы развития металлопроизводства, на территории европейской части России вводятся новые мощности. Суммарная прибавка в сортовой мощности в 2013 году составит 2,5 млн тонн.
Хотя, российский эксперт Терловой предполагает, что от ввода новых мощностей в европейской части России больше других пострадают как раз «свои» — уральские и сибирские производители. Украинские же предприятия имеют более низкую себестоимость, чем российские мини-заводы, и смогут рентабельно продавать свою продукцию на российском рынке, резюмирует он.
Впрочем, эксперт не исключает и еще одного поворота событий — при определенных обстоятельствах, российская металлопродукция вскоре может составить конкуренцию украинской и на нашем на внутреннем рынке.
Перспективы продаж в странах Азии эксперты также оценивают позитивно. «Именно они обеспечивали основной прирост спроса на импорт в последние годы, но я бы не переоценивал значение данного рынка для украинских поставщиков — в данном регионе доминируют региональные поставщики и есть серьезная угроза того, что Китай будет продолжать активно наращивать экспорт металла в регион», — считает В.Терловой.
По мнению эксперта, гораздо более интересны для украинских поставщиков рынки Ближнего Востока и Африки. Имеющиеся там производственные мощности — более чем незначительные, фактически, они только создаются, и в этом плане рынок очень перспективен для нас. Основной наш конкурент там — Китай, однако, Украина имеет более выгодное географическое положение для торговли с Африкой, и сможет сэкономить на поставках.
Впрочем, несмотря на более удачное для украинских экспортеров положение, конкуренция и рынке Ближнего Востока и Африки обостряется — вводятся новые сталеплавильные и прокатные мощности в регионе, увеличивается объем поставок из других стран.
Украинские металлургии спасаются… китайскими методами
На фоне явного переизбытка мощностей, украинские металлурги продолжают активно снижать цены на металлопродукцию в связи с экономическими проблемами на основных рынках потребления украинского металла.
По информации американского специализированного металлургического сайта, одна из украинских компаний снизила цены по экспортным продажам проката на март по горячекатаному и холоднокатаному прокату на 5-25 долл./тонна от первоначального предложения.
Едва ли украинские сталевары знакомы с китайской философией, однако, в своей борьбе за рынки активно используют постулат Сунь Цзы из трактата «Искусство войны»: «Война любит победу и не любит продолжительности»… Впрочем, не менее активно наши металлурги взяли на вооружение и ценовой опыт борьбы своих китайских коллег.
В апреле, украинские металлопроизводители плоского проката вышли на индийский рынок с ценовым предложением ниже китайского, в среднем на 45-50 долл./тонну.
«Бесполезно предлагать материал по цене в 600 долл./тонну CFR (на условиях стоимость и фрахт), когда пластины (продукт плоского проката) украинских заводов по поставкам в течение мая-июня в конце недели были забронированы по цене 550-555 долл./тонну CFR в Мумбаи», — отмечают эксперты.
При этом, мексиканская Ассоциация производителей стали Canacero призвала правительство своей страны принять защитные меры для контроля над импортом стали из стран, не входящих в Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), в частности, из Украины и Китая.
В Ассоциации сетуют, на недобросовестную конкуренцию, которая может привести к снижению внутреннего производства, а также снизит инвестиции в мексиканскую сталелитейную промышленность, серьезность данной ситуации требует немедленных действий со стороны властей.
Со стороны мексиканских властей, конечно же, последовали действия по защите своего рынка — создана рабочая группа, которая выработает шаги в борьбе с «оккупантами рынка».
Понятно, что, имея проблемы со сбытом готовой металлопродукции на других рынках, в том числе и на нерастущем украинском, украинские производители будут искать рынки, на которых более нейтрально относятся к низким ценам конкурентов. Впрочем, таковых еще надо поискать. Можно предположить, что наши в который раз вынуждены будут «стучаться» в Россию. Но, чтобы исключить введения санкций в отношении своих поставок, наращивать объемы отгрузок на рынок России украинские поставщики будут очень осторожно.
«Правда, в начале текущего года ни о какой осторожности речь не шла — российский импорт сортового проката в 1 квартале вырос, согласно предварительным оценкам более чем на треть, не без активного участия украинских поставщиков», — отметил В.Терловой.
Государство озабочено и «по-нашему» помогает
С учетом внешних вызовов, украинские металлурги вполне оправдано могли бы рассчитывать еще на один возможный спасительный вариант — рост внутреннего металлопотребления. О необходимости развивать внутренний рынок спроса на металл, собственное машиностроение, и т.п. в Украине говорят уже не один год — и производственники, и эксперты, и чиновники разных рангов и разных политических расцветок. Однако, активные разговоры о необходимости решить проблему, аж никак не активизируют собственно ее решение. И даже наоборот.
По прогнозам «Украинской горно-металлургической компании» (УГМК) в 2013 году нас ожидает не что иное, как спад внутреннего потребления металлопроката на 1%, а рост внутреннего потребления металлопроката по самым оптимистичным прогнозам можно ожидать только в 2014-2015 гг., за счет строительной отрасли, вследствие реализации отложенного спроса на жилое строительство.
В начале текущего года Виктор Янукович поручил премьер-министру Николаю Азарову создать рабочую группу по вопросам предоставления поддержки предприятиям горно-металлургического комплекса. Которая в том числе должна была озаботиться увеличением металлопотребления на внутреннем рынке. Президент отметил, что отечественная металлургия критически зависит от экспорта, поэтому любые кризисные явления в мировой экономике оказывают непосредственное влияние на эти предприятия.
Практически сразу, Кабмин утвердил положение о рабочей группе и вскоре на правительственном сайте был опубликован доклад, где Николай Янович подчеркнул, что в рамках реализации программы активизации экономического развития, суммарной стоимостью в 380 млрд грн, есть намерения переориентировать металлургов на внутренний рынок.
Прежде всего увеличение потребления черных металлов планируется достичь в ходе обновления подвижного состава железных дорог и ж/д инфраструктуры — до 480 тыс. тонн, модернизации и реконструкции жилищно-коммунального хозяйства — до 420 тыс. тонн, развитии дорожной инфраструктуры — до 360 тыс. тонн и строительстве и реконструкции объектов топливно-энергетического комплекса — до 380 тыс. тонн.
Интересен также тот факт, что в программе «покращення» на 2013-2014 года Кабмин намерен направить средства, привлеченные под госгарантии на создание дополнительных производственных мощностей — литейно-прокатного комплекса и производственной инфраструктуры металлургического комплекса «Донецкстали», строительства второй очереди электросталеплавильного комплекса «Интерпайп сталь» и создание мощностей по производству труб «Интерпайп Нико Тьюб».
В правительстве отметили, что такие меры приведут к увеличению объемов производства, созданию новых рабочих мест, а также к увеличению объемов экспорта продукции предприятий.
На первый взгляд — все гладко и перспективно. Однако, если соотнести предложения с реальностью, сразу возникают вопросы. Создается впечатление, что в Украине, как и в большинстве странах бывшего Советского Союза, законы рынка действуют исключительно по-нашему. И, в трактовке нашего правительства Джон Кейнс звучит по-другому: не «спрос рождает предложение», а «произведем, тогда и будем ломать голову куда сбыть».
С подобной «трактовкой по-нашему» можно согласиться разве что при условии, если «произведем» будет означать «сохраним то, что уже имеем». Однако, в вышеупомянутой программе так и не был поставлен ни вопрос сохраннения рабочих мест уже действующих заводов, ни обеспечение полной загрузкой их мощностей… Вместо этого акцент был взят на создание новых мощностей.
Почему-то сразу вспоминается недавняя ситуация с ферросплавной отраслью страны, когда электроэнергия на экспорт продавалась за 6 центов за 1 кВт/ч, в то время как отечественным предприятиям — за 9,3 цента, в результате чего тысячи людей потеряли работу, а Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы оказались на грани банкротства. И только после проведения длительных переговоров и установления обоснованных тарифов на электроэнергию для данных заводов, они смогли возобновить работу.
Похожая ситуация и на Никопольском заводе ферросплавов, который не менее уверенно движется к банкротству, вызванному необоснованным ростом тарифов на электроэнергию.
Риторический вопрос — какой смысл принимать программы о развитии металлопотребляющих отраслей в стране, если может оказаться, что собственно меткомбинаты могут не дожить до того момента, когда их продукция станет востребованной в своей стране?
Металл Украины — с клеймом «покращено»
В 2013 году Украина не сможет получить никаких экономических выгод от ожидаемой ситуации на мировом металлургическом рынке, считают эксперты. Уже сейчас понятны долгосрочные перспективы - в мире вводятся новые производственные мощности, которые неизбежно, рано или поздно приведут к уменьшению импорта украинской продукции.
Несмотря на незначительное оживление рынка, он остается в депрессии и, в краткосрочной перспективе, отечественные металлурги продолжат курс на снижение цены. При этом, можно спрогнозировать, что дешевый металл таки будет востребован на рынках, и снижение цен на металлопродукцию будет сопровождаться плавным увеличением объемов производства.
При этом, эксперты считают, что курс на внутреннее потребление, который поставило для себя правительство в приоритете — недостаточный. «Даже если металлопотребление в стране удвоится — это приведет лишь к 10% росту производства. В том, что экспорт сохранится на прежнем уровне — очень сомневаюсь», — считает В.Терловой.
Эксперты единодушны — именно сейчас, правительство должно выработать четкую позицию, которая должна быть направлена на помощь отрасли. Однако, от властей ожидают совсем не очередной красивой перспективной программы с «бумажными» планами, которые так и остаются нереализованными.
К примеру, государство могло бы поддержать курс металлургов на снижение себестоимости металлопродукции и помочь им избежать демпинговых расследований. Сделать это можно, подписав соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом и аналогичной зоной с Таможенным Союзом.
При этом, Украине следует более активно осваивать перспективные рынки Африки и Ближнего Востока, где пока еще только создаются собственные производственные мощности и которые выгодны нам в плане логистики. Эти рынки могут оказаться более дружелюбными к нашему металлу, чем перенасыщенные и зарегулированные рынки Европы и Азии. И делать это нужно побыстрее, пока и здесь Украину не обошли ее вечные конкуренты по металлу.
Комментарии