Фиксированный сельхозналог (ФСН) в его нынешнем формате обеспечивает комфортное существование предприятиям, которые не используют сельхозугодья в своей деятельности, но могут облагаться налогами на основе земельной площади (птицефабрики, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы). Об этом пишет заведующий отделом Института аграрной экономики Национальной академии аграрных наук Леонид Тулуш.
Фиксированный сельхозналог обогащает олигархов и убивает село — эксперт
«Так, у предприятий, у которых в доходах две трети приходится на доходы от птицеводства (к примеру), площадь угодий (база налогообложения) составляет только 300—400 га, а выручка в расчете на гектар в среднем превышает 150 тыс. грн (может достигать миллиона и больше). Прибыль этой группы товаропроизводителей в расчете на гектар в среднем составляет более 40—50 тыс. грн (может доходить до сотен тысяч). При этом с того же гектара они платят лишь 6 грн фиксированного сельхозналога», — отмечает ученый.
Тулуш полагает, что для субъектов аграрного бизнеса, которых нелогично облагать налогами на основе земельных площадей, целесообразно использовать выручку как объект налогообложения доходов.
Также представитель Института аграрной экономики подчеркивает, что крайне важным элементом реформирования фиксированного сельхозналога должно стать повышение значимости ставок налога, поступающего в бюджеты местного самоуправления и определяющего их возможности по финансированию развития сельских территорий.
«Ставки ФСН (в части, принадлежащей местным бюджетам, — 30% от начального размера ФСН) не изменяли с 1998 г. Текущая практика налогообложения сельхозугодий не устраивает сельские общины, которые, владея земельными массивами, лишены основного доходного источника муниципалитетов. Доля ФСН в бюджетах сельских (поселковых) советов не превышает 1,5-2,0%. За рубежом же имущественное налогообложение — основа местных бюджетов. Вывод следующий: следует поднимать ставку ФСН и пересматривать базу налогообложения», — констатирует Тулуш.
Читайте также:
Комментарии - 1