Поисковый гигант, фактически являющийся монополистом в ЕС, под давлением Еврокомиссии собирается включить в результаты поиска ссылки на своих конкурентов, пишет Русская служба DW.
Еврокомиссия заставляет Google потесниться
«Искать в интернете» — как это сказать по-немецки? Googeln, «гуглить». Так иногда говорят и в России, но слово еще не зафиксировано в словарях. Уже само проникновение названия поисковой машины в словарный запас немецкого языка — яркое, хотя далеко не единственное свидетельство доминирующего положения американского концерна Google на немецком рынке интернет-поиска.
Остальные поисковики существуют лишь как нишевые — например, Bing, разработанный компанией Microsoft. Похожая ситуация сложилась на многих европейских рынках. Около 90 процентов всех поисковых запросов жители ЕС осуществляют на сайтах Google. Bing даже на его родном американском рынке не может закрепить за собой 10-процентную долю.
Google знает, как использовать свое положение монополиста. В результатах поиска на самом видном месте непременно оказываются собственные продукты концерна, например, карты от Google или видео с портала YouTube. Считая эти факты случаем нечестной конкуренции, менее удачливые соперники Google, объединившись в две большие группы, еще в 2010 году подали несколько десятков жалоб в антимонопольное ведомство ЕС.
Чтобы избежать крупного штрафа, американский концерн, похоже, готов пойти на компромисс с Брюсселем. «Представители Google передали нам ряд своих предложений, но они пока не доступны широкой общественности», — сказал представитель комиссара ЕС по вопросам конкуренции Антуан Коломбани.
200 алгоритмов поиска
Известно лишь то, что американский концерн согласен в будущем показывать в результатах поиска больше ссылок на предложения своих конкурентов. Во-вторых, в поисковых результатах будет четко сказано, какие из них являются собственными продуктами Google. Если Еврокомиссия примет поступившие от компании предложения, то результаты поиска в странах ЕС будут отличаться от тех, которые показывает Google в остальных странах мира. В Европе ему придется потесниться.
Однако, даже если компромисс будет найден, Google постарается утаить главное: алгоритмы своего поиска. Известно лишь то, что у концерна есть около 200 различных алгоритмов, говорит Йо Багер (Jo Bager) из немецкого компьютерного журнала c't.
«Важнейшим фактором остается количество ссылок на какую-либо страницу. Чем больше ссылок, тем выше эта страница в результате поиска», — говорит Багер. Кроме того, поиск Google учитывает то, насколько часто определенное поисковое слово появляется на той или иной странице и сколько интернет-пользователей уже побывало на том или ином сайте. «Многие готовы спекулировать на тему, что еще имеет значение, но в конечном итоге алгоритмы остаются секретом компании», — резюмирует Багер.
Определенная ясность внесена лишь в то, как концерн собирает данные, которые позже используются для поиска. Для этого Сеть сканируют специальные программы-роботы, отправляющие собранную информацию на центральные серверы. Когда вы задаете поисковый запрос на странице Google, то ищет поисковик не в режиме реального времени, а лишь запрашивает данные со своих серверов.
Еврокомиссии чужие тайны не нужны
В Еврокомиссии, впрочем, и не стремятся проникнуть в тайну работы поисковой машины Google. Однако Брюссель вполне может применить в отношении концерна серьезные штрафные санкции, если тот не пойдет на уступки. Свою решимость Еврокомиссия доказала, наложив крупный штраф на Microsoft. Компанию обязали выплатить 500 миллионов евро за то, что вопреки собственным обещаниям Microsoft не дала покупателям персональных компьютеров и операционных систем четкого выбора, каким из интернет-браузеров они могут воспользоваться.
В ближайшие недели новые предложения Google по изменению поискового алгоритма должны пройти тест на соответствие принципам честной конкуренции, объяснил представитель ЕС Антуан Коломбани. Между тем существенную роль в том, какую оценку по результатам теста получит Google, сыграют его конкуренты. Компьютерный эксперт Йо Багер считает, что найти «справедливое решение будет очень сложно».
Если верить выводам журналистов газеты Die Welt, то звезда Google вообще может в ближайшее время закатиться. По мнению газеты, результаты поиска Google уже не удовлетворяют высоким требованиям интернет-пользователей. В Соединенных Штатах, где в 2012 году упала доля концерна на рынке интернет-рекламы, наметился новый тренд. Google теснят с одной стороны, такие крупные конкуренты в сфере шопинг-поиска, как Amazon, а с другой, разработчики мобильных приложений, которыми пользователи смартфонов все чаще пользуются, чтобы узнать, где по близости от них находится симпатичное кафе или как улететь из точки «А» в точку «Б».
Комментарии