Торговые сети наращивают собственный импорт. Выгода очевидна — они экономят на посредниках 20-40% от стоимости товара. Ритейлеры борются за покупателей с помощью эксклюзивных товаров по низким ценам.
Экономика торговли: зачем ритейлеры отказываются от посредников-поставщиков продукции
Украинскую торговлю к наращиванию объемов собственного импорта побудила экономическая ситуация в стране. Ритейлеры борются за покупателей с помощью эксклюзивных товаров по низким ценам.
«Сети начинают заниматься несвойственным для себя бизнесом, который их раньше не интересовал. Они бы с удовольствием не занимались собственным импортом, но им нужен ассортимент товара по приемлемым ценам», — отмечает генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко.
Существенное снижение себестоимости товара — это главное преимущество, ради которого сети решаются самостоятельно завозить продукцию иностранных производителей. «Аппетиты импортеров и посредников могут достигать 40% стоимости конечного товара. Для конечного потребителя прямые поставки дают минимум 20-30% снижения отпускной цены», — рассказывает коммерческий директор сети «Фудмаркет» Дмитрий Каширин.
Отчасти способствовало этому тренду и упрощение правил таможенного оформления грузов. «С принятием нового Таможенного кодекса в июне 2012 года требования к оформлению импортируемых товаров стали понятнее, более структурированными и приближенными к европейским нормам», — отмечает менеджер отдела экспорта МЕТРО Кеш энд Керри Украина Татьяна Шумская. По ее словам, в прошлом году проданных в магазинах их сети самостоятельно импортируемых товаров было 7%. В этом году этот показатель планируется увеличить.
Зачастую, чтобы наладить регулярные поставки продукции из-за границы, украинским ритейлерам достаточно лишь немного усилить уже существующие у них департаменты закупочно-логистической деятельности и доукомплектовать их квалифицированным персоналом. «Возможно, в долгосрочной перспективе в нашей структуре будет выделено структурное подразделение, а вот приобретения компаний-импортеров не планируем», — отмечает директор департамента закупочно-логистической деятельности ТС «Брусничка» Анастасия Вишняк-Кулагина.
Для такой забавы не жалко света светить
Собственный импорт привлекает ритейлеров еще и тем, что они могут контролировать качество продукции. «На товары собственного импорта мы самостоятельно получаем все необходимые документы: сертификаты качества, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, фитосанитарные свидетельства. Таким образом, можем гарантировать, что эти документы были выданы с соблюдением всех требований законодательства Украины», — объясняет Татьяна Шумская.
По ее словам, учитывая, что они контролируют перемещение товара по всей цепочке поставок — от производителя до покупателя, можно гарантировать, что транспортировка и хранение импорта осуществляется с соблюдением всех санитарных норм и в кратчайшие сроки. Например, опыт самостоятельного импорта цитрусовых донецкой сетью фрешмаркетов «Брусничка» свидетельствует, что с ветки к полке магазина фрукт доставляется только за 9-10 дней. При работе через посредников срок увеличивается примерно вдвое. «Собственный импорт позволяет существенно сократить процент испорченного товара. Так, продукцию цитрусовой группы от импортера мы получаем с 3-5% брака, при прямых поставках этот показатель снижается до уровня 0,5-0,8%», — уточняет Анастасия Вишняк-Кулагина.
Малышам здесь не место?
Впрочем, самостоятельный импорт для ритейла, по-прежнему остается достаточно рискованным делом. Чаще всего проблемы возникают из-за срыва сроков поставок, проблем на таможне и потери товара при транспортировке. При работе через посредников все эти риски ложатся на плечи компаний-импортеров. Но не только в этом сложности организации собственного импорта. Много проблем возникает при поиске и налаживании эффективной работы с надежными производителями импортной продукции.
«Необходима глобальная система зарубежных офисов с доступом к поставщикам, которые предлагают выгодные условия. Именно поэтому такие глобальные ритейлеры, как «Метро» и «Ашан», имеют преимущество за счет оптового приобретения товара», — уверяет старший менеджер консалтинговой компании «Делойт» Ольга Шамрицкая.
Отдельным пунктом в списке «неприятностей» стоят налоговые проблемы и, прежде всего, весь комплекс проблем, связанный с НДС. Создает проблемы украинским ритейлерам и невысокая репутация нашей страны в Европе. «Торговые операции с Украиной считаются за рубежом рискованными. Поэтому в большинстве случаев западные компании требуют предоплату», — рассказывает Дмитрий Каширин.
Взаимности не вернуть
По мнению аналитиков рынка, вернуть прежнюю абсолютную любовь и взаимопонимание между ритейлерами и импортерами уже не удастся. Но и полностью отказываться от услуг посредников магазины не захотят даже в долгосрочной перспективе. Проблемы с доставкой скоропортящихся продуктов питания часто экономически выгодно перекладывать на плечи специализированных компаний-импортеров. «Наша компания не ставит своей целью обеспечить 100% долю собственного импорта. Наша цель — предложить нужный клиентам ассортимент по лучшей цене», — отмечает менеджер отдела экспорта МЕТРО Кеш энд Керри Украина.
В то же время, начав самостоятельно импортировать продукцию, торговые сети получили дополнительные козыри в переговорном процессе с импортерами. «Если поставщики предложат нам продукцию «с колес», минуя их буферные склады, увеличат отсрочки платежа и улучшат послепродажное обслуживание, а именно замену испорченного и бракованного товара, — мы рассмотрим возможность закрыть направление собственного импорта в компании», — резюмирует Анастасия Вишняк-Кулагина.
Ольга Вилик
Комментарии - 2
В результате сети несут убытки из за возврата некачественного товара. И многие сети отказываются от этих идей.