Каждый день задолженности за жилищно-коммунальные услуги влетит украинцам в копеечку. Минирегионстрой разработал механизм начисления пени злостным неплательщикам, пишут Извести.
За просроченные коммунальные платежи будут судить
По замыслу чиновников, когда сумма штрафных санкций сравняется с долгом по «коммуналке», дело можно передавать в суд. Юристы уверены, что выигрывать такие дела будут коммунальщики. Хотя эксперты советуют не паниковать, новый механизм пока не совершенен и содержит лазейки, которые могут спасти от штрафов даже должников с многолетним стажем.
Читайте также: Украинцев хотят заставить платить 300% пени за просроченную коммуналкуМораторий на начисление пени по коммунальным задолженностям в Украине действовал с 1996-го до 2011 год, но отменен по настоятельному требованию Международного валютного фонда. Коммунальщики получили право наказывать неплательщиков копейкой, однако до сегодняшнего дня этим правом почти никто не воспользовался.
«Процедура начисления пени не регламентирована в законодательстве, поэтому коммунальные предприятия попросту не знают, как это делать, — делится наблюдениями независимый юридический консультант по вопросам ЖКХ Андрей Осадчий. — Нет четкого понимания, с каких сроков нужно взимать с неплательщиков штрафы, какими суммами при этом можно ограничиваться, как отображать пеню в бухгалтерском учете. Все эти неурегулированные нюансы привели к тому, что пеня сейчас вроде есть, но ее как бы и нет».
Этой проблемой озаботилось Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ. На сайте ведомства появился законопроект, в котором четко определены суммы, сроки и основания для начисления штрафных санкций за несвоевременно оплаченные коммунальные услуги. Так, за каждый день просрочки придется заплатить 0,1% суммы долга. Таким образом, при среднем счете за услуги ЖКХ в размере 450 грн пеня может составить 45 коп. за день. Ее будут насчитывать после 20-го числа каждого месяца, следующего за расчетным периодом, и заканчивают, как только сумма штрафа достигнет размера долга. То есть чем больше месяцев потребитель услуг не забирает платежки из почтового ящика, тем больше его долг, а с ним и сумма штрафных санкций.
Директор Института города Александр Сергиенко называет проект непродуманным, говорит, что должники найдут способы не платить штрафы за просрочку. «Механизм взыскания по-прежнему не доработан, — подчеркивает Сергиенко. — До введения моратория на начисление пени ее взимали в Сберкассах. А сегодня оплатить коммунальные услуги можно не только в Сберкассе или почтовом отделении, но в банке или через интернет. Сколько денег человек сочтет нужным положить на счет коммунального предприятия — столько и перечислят. Обязательства по оплате штрафа за несвоевременное погашение платежки должны быть прописаны в действующих договорах на предоставление жилищно-коммунальных услуг, а там этого нет».
Читайте также: «Покращення»: у Азарова решили повысить коммунальные платежиПеню действительно не смогут начислять автоматически, соглашается с Сергиенко Осадчий. Даже если проект Минрегионстроя будет принят и вступит в силу, коммунальщикам сначала придется внести изменения в типовые договоры с потребителями и фиксировать в них свое право штрафовать жильцов за просроченные платежи. Только когда конкретный потребитель коммунальных услуг подпишет этот документ, поставщик услуги получит возможность начислять ему штраф на основании нарушения договорных обязательств.
«Тем не менее отказаться от подписания дополнительного соглашения вряд ли получится, — предупреждает Осадчий. — Дело в том, в законе о ЖКУ есть статья, обязывающая потребителей подписывать договоры с коммунальщиками. Можно, конечно, отключить телефон и дверной звонок, не открывать двери и сообщить соседям о своем отъезде, однако в таком случае отказникам придется иметь дело с судом».
По словам Осадчего, коммунальщики начнут массово подавать иски на потребителей относительно обязательства заключить дополнительный договор на право начисления пени. И Фемида в этом случае однозначно станет на сторону истца, потому что штрафные санкции четко прописаны в законе. Кроме того, пеня, по сути своей, давно стала распространенной в Украине практикой: ее начисляют в частных и государственных банках, кредитных союзах, риелторских компаниях.
«С этой позиции вполне закономерно спросить, почему человек аккуратно платит штрафы за просроченные платежи по кредиту и собирается игнорировать пеню за долги по «коммуналке», — резюмирует Осадчий. — Правда, есть и другая сторона медали. Это стабильно низкое качество коммунальных услуг, за которые нередко не хочется платить вовсе».
Именно качество предоставленных людям коммунальных услуг становится главным камнем преткновения в вопросах начисления любых штрафов. Сергиенко говорит, что за едва теплые батареи и регулярное отключение горячей воды наши граждане платят чересчур аккуратно.
«В среднем по Украине уровень погашения коммунальных платежей в последнее время колеблется на уровне 96—98% от начисленных сумм. При такой высокой платежной дисциплине правительство скрывает, какой уровень платежей заложен в действующие тарифы. Вряд ли они сформированы из расчета стопроцентной оплаты населением. Даже в советское время коммунальные предприятия выходили на окупаемость при условии, что платежки оплатят 95 человек из ста», — пояснил эксперт.
Видимо, чтобы обосновать введение пени, Госслужба статистки обнародовала годовой отчет о задолженности украинцев по оплате жилищно-коммунальных услуг. По данным статистики, за прошлый год люди приумножили свои долги перед коммунальщиками до рекордного показателя — 12,7 млрд грн. Рост задолженности наблюдался во всех регионах страны, однако меньше всего платежек «закрыли» в Киевской, Тернопольской, Черновицкой и Луганской областях. «Эти цифры очень условно отражают реальное состояние с уровнем платежей, — уверен Сергиенко. — В статистический долг часто списывают бесхозяйственность. Если в подвале дома течет труба, расход воды максимально «разбрасывают» на жильцов, а остальное фиксируется как долг ЖЭКа. Эти минусы никто никогда не погашал и погашать не будет, но в балансе статистики — сколько предоставлено услуг и какая часть из них оплачена — они растут».
Комментарии - 3