Создание Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан) изменило традиционные механизмы урегулирования торговых споров Украины с этими странами. Особенно заметными изменения стали после появления Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — постоянно действующего регулирующего органа ТС. Комиссия получила часть полномочий, ранее принадлежавших членам союза. В частности, ЕЭК занимается установлением торговых режимов с третьими странами. Об этом пишет Коммерсант-Украина в статье «Конфликты развели по комиссиям».
ТС изменил правила решения торговых конфликтов
Украина не была готова к работе с наднациональным органом.
Читайте также: Вхождение Украины в Таможенный союз принесет больше минусов, чем плюсов«Возникли сложности: при появлении проблемы мы не знали, куда обращаться. Суверенные власти отсылали нас в ЕЭК, а там отвечали, что еще не уполномочены решать эти проблемы за национальные правительства»,— заявлял первый вице-премьер Валерий Хорошковский. По словам чиновника, эти проблемы носят временный характер, и ожидаемая унификация условий торговли упростит решение споров Украины с Таможенным союзом.
Однако появление еще одной инстанции решения проблем украинских экспортеров лишь усложняет ситуацию.
«Как только возникает необходимость ввести ограничения, то такие решения принимают национальные органы. А когда мы ставим вопрос о либерализации, то нас отсылают от национальных органов к ЕЭК — и наоборот. Никто не признает, чья это компетенция»,— объясняет генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа.
Когда неразбериха прекратится, Украина даже может выиграть от создания ЕЭК, защищая свои интересы на рынках России, Белоруссии и Казахстана.
«С нынешнего года ЕЭК получила реальные полномочия и стала самостоятельным органом принятия решений, формально независимым от правительств стран—участниц союза. Для нас очень важно, что решения ЕЭК принимаются коллегиально — это дает больше возможностей доказать свою правоту»,— отмечает президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимир Щелкунов.
Общее руководство ЕЭК осуществляет совет комиссии, куда входят по одному вице-премьеру стран—членов ТС.
Читайте также: Украина надеется без потерь сотрудничать и с ЕС, и с ТСУкраинское правительство уже использует механизм ЕЭК для защиты интересов производителей. В сентябре в ЕЭК была подана заявка о пересмотре защитных мер, введенных странами Таможенного союза в отношении карамельной продукции.
«Пока мы знаем лишь то, что эта заявка принята к рассмотрению, и по ней идет плановая работа. Как долго будет идти процедура рассмотрения, пока неизвестно, поскольку это прецедент рассмотрения заявки на пересмотр уже наложенных защитных мер»,— рассказал президент ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк.
Украинские чиновники неофициально заявляли, что в случае провала украинско-российских переговоров по утилизационному сбору на ввоз автомобилей эта проблема также может быть вынесена на рассмотрение ЕЭК.
Однако ЕЭК готова решать не все конфликты. В ответ на заявление Валерия Мунтияна о возможности подачи в комиссию заявки на рассмотрение запрета на поставку в РФ молочной и мясной продукции министр ЕЭК по торговле Андрей Слепнев порекомендовал украинским производителям оспаривать запрет на поставки мясо-молочной продукции в страны ТС через арбитраж зоны свободной торговли СНГ.
«Мы находимся в постоянном контакте и с их стороны не видим затягивания решения наших запросов. Наоборот, члены ЕЭК выбрали энергичный стиль работы и даже иногда подгоняют нас»,— утверждает господин Мунтиян.
Участники рынка считают, что говорить об успешности сотрудничества можно будет лишь после появления первого благоприятного для Украины решения торгового спора в ЕЭК.
«Необходим прецедент, поскольку до сих пор непонятно, насколько этот механизм будет рабочим. Пока все текущие торговые споры почти не движутся: даже если какая-то проблема решается — например, обвинения о наличии пальмового масла в сыре — сразу появляется новая»,— сетует Лапа.
Комментарии