2 ноября Верховная Рада планирует рассмотреть во втором чтении проект закона о внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников № 10183 / П от 3.07.12, предусматривающий разрешение продажи электроэнергии, производимой из биогаза, по тарифам на производимую из альтернативных источников электроэнергию («зеленому тарифу»).
Комиссия ICC Ukraine по экологическим инвестициям, энергоэффективности и возобновляемых источников в течение двух лет лоббировали принятие этого закона, который изменяет рынок возобновляемых ресурсов энергии, минимум, на период до 2030 года.
В частности, по словам президента компании Владимира Щелкунова, комиссия разработала замечания и предложения к законопроекту, которые были переданы руководителю профильного комитета парламента.
Эти предложения, в основном, касаются уточнения понятийного аппарата законопроекта, устранение противоречий, гармонизации «зеленых тарифов» и создания благоприятных условий для развития «зеленой энергетики» в Украине. Теперь по порядку.
Уточнение понятийного аппарата
1. Определение термина «биогаз», приведенное в части 5 статьи 17-1 проекта, использовало слишком узкоспециализированную терминологию («водородное или метановое брожение»), необходимость и целесообразность которой осталась необоснованной. Учитывая указанное, специалисты рекомендуют в указанной норме Проекта определить «биогаз» как «горючий газ, произведенный из биомассы».
2. В графе 6 таблицы коэффициентов «зеленого» тарифа, изложенной в статье 17-1 проекта, установлен коэффициент для «электроэнергии, произведенной из биогаза растительного и/или животного происхождения». В то же время, согласно определению, содержащемуся в законопроекте, «биогаз» (как производная от «биомассы» субстанция) не ограничивается растительным или животным происхождением. Соответственно, эксперты рекомендуют слова «растительного и/или животного происхождения» из графы 6 таблицы коэффициентов «зеленого» тарифа, изложенной в статье 17-1 проекта, исключить.
3. В предложенной законопроектом редакции статьи 17-2 безосновательно сужается перечень объектов, которые могут быть включены в качестве «местной составляющей». Так, вместо словосочетания «основные средства», которое используется текущей редакцией ст.17-1 Закона Украины «Об электроэнергетике», проектом предлагается ввести термин «комплектующие». Объем данных понятий является далеко не равнозначным, считают эксперты. Термин «основные средства» включает в себя здания, сооружения, земельные участки и другие объекты, которые не охватываются понятием «комплектующие». Невозможность включения в «местной составляющей» стоимости зданий, сооружений, земельных участков и т.п. существенно осложнила бы соблюдение правил такой составляющей производителями альтернативной энергии. Учитывая вышеперечисленное, комиссия ICC Ukraine предлагает в части 2 статьи 17-2 Проекта словосочетание «доля комплектующих, сырья, работ и услуг» дополнить словосочетанием «основных средств». Кроме того, проект не конкретизирует значение термина «доля», которое применяется к местной составляющей в словосочетании «доля… при создании объекта электроэнергетики». Во избежание неопределенности, специалисты предлагают (по аналогии с действующей редакцией Закона Украины «Об электроэнергетике») использовать словосочетание «доля… в стоимости создания объекта электроэнергетики».
4. Часть 4 статьи 15 проекта устанавливает «зеленый тариф» и специальный режим лицензирования и продажи электрической энергии, произведенной из энергии солнечного излучения объектами электроэнергетики, которые вмонтированы (установлены) на крышах частных домохозяйств. Эксперты рынка предлагают словосочетание «на крышах частных домохозяйств» изменить на «на крышах или фасадах частных домохозяйств».
Гармонизация «зеленых тарифов»
1. Согласно части 6 статьи 17-1 проекта, для бытовых отходов, как отдельного альтернативного источника энергии, установлено самостоятельный «зеленый» тариф, по которому, согласно размещенной в этой же статье таблице, применяется коэффициент 3,0.
В то же время, бытовые отходы охватываются (по крайней мере, частично) понятием «биомасса». Поскольку понятие «биомасса», согласно проекту, включает в себя «составляющую промышленных или бытовых отходов, способную к биологическому расписанию». Учитывая, что для биомассы предлагается установить отличный от бытовых отходов коэффициент (а именно 2,3), в применении Закона могли бы возникнуть существенные трудности.
С целью исключения одновременного существования двух различных коэффициентов для бытовых отходов, эксперты считают целесообразным разграничить бытовые отходы, как составляющие биомассы, и бытовые отходы, как самостоятельный источник энергии, предоставив последнему типу дополнительные квалифицирующие признаки. К примеру, по критерию расположения таких отходов (в местах накопления, полигонах/свалках), опасности для среды и т.д.
2. Коэффициент «зеленого тарифа», согласно законопроекту, будет зависеть не от установленной мощности ветропарка (как в действующем Законе «Об электроэнергетике»), а от мощности каждой электроустановки:
если величина мощности каждой электроустановки не превышает 600 КВт — предлагается коэффициент 1,2;
если превышает 600 КВт, но не более 2000 кВт — 1,4;
объектами электроэнергетики, где величина установленной мощности каждой электроустановки превышает 2000 кВт — коэффициент 2,1.
Это означает, что при установке ветроустановки мощностью 2000 кВт, коэффициент «зеленого» тарифа будет составлять 1,4, а не 2,1, как в действующем Законе.
Все же, на международном ветроэнергетическом рынке, ветроустановки данной мощности считаются эффективными и пользуются популярностью. Поэтому эксперты предлагают, чтобы коэффициент «зеленого» тарифа для ветроэлектроустановок мощностью 2000 кВт составлял 2,1.
Создание благоприятных условий для развития «зеленой энергетики» в Украине
Несмотря на то, что в проекте Закона «Об электроэнергетике» гарантируется стимулирование производства электроэнергии, произведенной из альтернативных источников, однако не приведен ни один механизм стимулирования энергопоставщиков по покупке такой энергии в нужных объемах. И в случае, если сеть будет не в состоянии принимать/передавать произведенную альтернативную энергию.
16 октября 2012, 10:43
Читати українською
Как сделать украинскую энергетику экономной и конкурентной
Источник:
УБР
Комментарии