На минувшей неделе правительство Украины, в ответ на введение Россией утилизационного сбора, установило ставки для утилизации автомобилей из РФ, фактически обложив дополнительным налогом весь российский автоимпорт.
Однако в нынешнем виде утилизационный сбор не поможет автопрому встать на ноги, уверены представители отрасли. Автомобили станут дороже, производства закроются и страну заполонит автохлам со всего мира.
Автопром жалуется
Процедура взимания утилизационного сбора в постановлении Кабмина N843 от 3 сентября 2012 года не прописана, говорят производители. Сам документ слишком сырой, не отвечает нормам закона и стимулировать развитие автопрома не сможет. Чтобы не потерять отрасль, нужно создать в стране привлекательные условия для зарубежных производителей, ввести спецпошлину на автоимпорт и разработать комплексную программу утилизации, утвердив ее не постановлением, а законом.
Ситуация, сложившаяся в в автопроме за последние месяцы, грозит остановкой производства. Только в Богдан Моторс падение объемов за январь-август превысило 23%, а убытки составили более 66 млн.грн. Компании вынуждена сокращать штат. По данным президента корпорации Богдан Олега Свинарчука, в Луцке, где производятся автобусы и троллейбусы, пришлось сократить персонал на 30%. Из 2500 тысяч сотрудников, работавших в 2008 году, сегодня осталось менее 1000 человек. Те же тенденции на заводе в Черкассах, где выпускаются легковые автомобили. «При отсутствии конкретных мер эти два города лишаться производителей», — говорит Свинарчук.
Ему вторит глава Еврокара Олег Боярин: «Сегодня производить в Украине не выгодно. Единственная причина, почему мы продолжаем работать — вера в обещания правительства о поддержке. Мы можем закрыться в течении 3-4-х месяцев, но надеемся, что правительство поймет, что нужно как-то жить в следующем году».
Российский пример
Пошлина на иномарки и сбор на утилизацию как защитные меры не исключат друг друга, говорит вице-президент ассоциации Укравтопром Ефим Хазан. Но вопрос утилизации автохлама нужно лучше прорабатывать. «Украина этим постановлением просто установила цены на утилизацию автомобилей. Нет прописанного механизма утилизации», — говорит представитель объединения.
Кроме того, налоги и сборы должны устанавливаться Верховной Радой, говорит Хазан, поэтому утилизационный сбор нужно утверждать соответствующим законом, внося изменения в Налоговый кодекс. В качестве примера автопроизводители приводят опыт России, где создана четкая и понятная концепция утилизации автомобилей. Российский документ позволяет обеспечить защиту производства на территории страны и компенсировать потери от снижения пошлин в рамках ВТО.
Защита от хлама. Почему автопром не доволен утилизационным сбором
«Он (российский сбор) распространяется на всех импортных производителей, поставляющих товары в Россию. Основная цель: защита отечественного производителя и сигнал для зарубежных инвесторов создавать производство в РФ», — отметил Олег Свинарчук, добавив, что российский автопром имеет сегодня защиту в виде сборов уже не 35%, а порядка 42%.
Еще один важный момент, отличающий российский документ от украинского — это возможность для местных производителей осуществлять утилизацию самостоятельно, без уплаты сбора. Такой пункт был бы выгоден украинскому автопрому, учитывая, что украинский сбор в текущей трактовке распространяется и на машинокомплекты, которые используются в производстве.
Украина теряет экспорт
Протекционистскую политику России уже почувствовали на себе украинские экспортеры. Цены на автомобили, поставляемые в РФ, придется поднять, конкурентоспособность снизится. «На внутреннем рынке Росии легковые автомобили украинского производства подорожают на 10-12%. В классе бюджетных автомобилей, в котором мы представлены, это существенно отразится на нашей конкурентноспособности, — говорит Ефим Хазан. — Я не хочу сказать, что мы уйдем с рынка, но есть вероятность, что объемы экспорта сократятся, поэтому мы активно ищем дополнительные рынки сбыта».
Что же касается украинских грузовиков, то малотоннажные фургоны подорожают в 1,5 раза, а автомобили КрАЗ — на $12 тыс., а это почти треть цены КрАЗа. Если дополнительно будет браться НДС, то подорожание будет еще существенней. Украинские автобусы станут дороже на 12-16%, говорит представитель ассоциации.
Говорить о финансовых потерях пока рано, добавляет Хазан. Но объемы импорта российских авто в Украину в режиме свободной торговли будет нарастать, и это затруднит реализацию продукции украинского автопрома.
Свалка мирового автохлама
Для развития украинского производства нужна пошлина на импорт не ниже 30%, уверен Олег Боярин. Тогда производить будет выгоднее, чем импортировать. При этом не стоит затягивать с введением полноценной программы по утилизации, иначе Украина превратится в свалку для автомобильного хлама со всего мира.
«Мы прорабатывали концепцию введения экологического сбора еще три года назад, но тогда наши инициативы не нашли отклика. Сегодня это преподносится как ответ на введения утилизационного сбора Россией. Но нужно понимать, что утилизация — это не сбор металлолома», — говорит Боярин.
Сегодня нужна программа, предусматривающая вывод из оборота небезопасных авто, правильную экологическую утилизацию, бюджет для компенсации владельцам, которые могли бы обменять старый автомобиль с доплатой на новый. А пока Украина имеет все шансы стать свалкой автомобильных отходов, учитывая, что 70% автопарка имеет возраст более 8 лет, что, по словам представителя отрасли, является самым высоким показателем в Европе.
Дилеры повысят цены
Автомобильные импортеры, в свою очередь, восприняли введение сбора относительно спокойно и просто готовятся повысить цены. В зависимости от объема двигателя, цены на иномарки могут вырасти на 8-13%.
Вполне возможно, что на проверку сбор окажется ответным политическим ходом, который так и не будет реализован на практике. Такого мнения придерживается глава ВААИД Олег Назаренко. По его словам, введение Украиной утилизационного сбора позволит «сохранить лицо» и на равных вести переговоры с Россией о мирном разрешении ситуации в торговле авто.
«Уверен на 100% — эта торговая война будет прекращена. С введением утилизационного сбора по отношению к российским автомобилям Украина сохранила лицо и теперь не будет выглядеть просительницей, а равноправно предлагать взаимное неприменение этого налога», — пояснил глава ВААИД.
Комментарии - 2