Гостаможслужба проверяет только каждого 15-го субъекта внешнеэкономической деятельности после растаможивания товаров уже внутри государства. Предприниматели ожидают, что масштабы пост-аудита постепенно будут увеличиваться. Однако надеются, что благодаря Таможенному кодексу им удастся эффективно отстаивать свои права, если таможенники будут перегибать палку, пишут Экономические известия.
Таможенники проверили бизнес на полмиллиарда
Таможенные органы «достаточно активно» пользуются правом осуществлять пост-аудит-контроль, отметил в комментариях сопредседатель Комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты в Украине Игорь Даньков. Подобные оценки звучат и от других представителей бизнеса. Но среди опрошенных специалистов никто (в т.ч. анонимно) не жаловался, что эти проверки приобрели тотальный характер.
Напомним, что пост-аудит был едва ли не самой большой «страшилкой» нового Таможенного кодекса, который вступил в действие с 1 июня. Документ закрепил за таможней право в течение трех лет проверять субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) после таможенного оформления товаров, т.е. уже внутри страны. До вступления в силу нового Таможенного кодекса таможенники имели ограниченное право проводить такие проверки.
Усиление пост-аудитных возможностей ГТСУ законодатели обосновывали необходимостью предотвратить возможные злоупотребления предпринимателей (занижение таможенной стоимости и т.д.) в условиях более мягкого режима таможенного контроля, который установил Таможенный кодекс (из-за сокращения временных лимитов растаможивания товаров, уменьшение количества необходимых документов и т.п.). При этом многие опасались, что таможенники будут использовать расширенные полномочия как инструмент давления на бизнес.
По словам старшего консультанта отдела налоговых и юридических услуг «PwC Украина» (Pricewaterhouse Coopers) Роберта Зелди, Таможенный кодекс внес большую ясность в систему пост-аудита, сделав практически невозможным затягивание проверок. «Кодекс ограничил продолжительность выездных проверок до 30 дней и обязал ГТСУ за 10 дней предупредить о проведении проверки», — уточняет эксперт.
Как сообщили в ГТСУ, за 7 месяцев 2012-го таможенники провели 690 документальных проверок. Учитывая среднемесячное количество активных субъектов ВЭД (10-12 тысяч), получается, что только каждое 15-17-е предприятие столкнулось с пост-аудитом. По результатам проверок налогоплательщикам были направлены налоговые уведомления-решения на 532,5 млн грн. Из них уже поступило в госбюджет 84,8 млн грн.
Пока таможня не обнародовала данные, сколько всего средств она направила в госказну за 7 месяцев. Но учитывая динамику I полугодия, сумма может составить порядка 70 млрд грн. А значит доля уже осуществленных пост-аудитных платежей в этом объеме — около 0,12%, совокупных же доначислений — 0,7%. Для сравнения: в развитых, более «либеральных» странах пост-аудит обеспечивает обычно свыше 30% всех таможенных поступлений.
По данным Данькова, большинство проверок ГТСУ заканчивается доначислением налоговых обязательств и применением штрафных санкций. При этом эксперт отмечает, что пост-аудитные выводы можно обжаловать как в самой таможне, так и в суде. Более эффективным способом, несмотря на длительность процедур, эксперт считает последний вариант.
«На сегодня судебная практика может быть охарактеризована как паритетное отношение судебных инстанций и таможне и к субъектам хозяйствования», — дополняют в фармацевтической ассоциации «ФармУкраина».
В ГТСУ же уточняют, что налогоплательщики активно используют право на обжалование доначисленных таможенных платежей как в административном, так судебном порядке.
Как рассказывает Зелди, обычно налоги доначисляются из-за недекларирования дополнительных затрат импортера при заявлении таможенной стоимости товаров (выплата роялти, расходы на транспорт, страхование и т.д.), неправильного определения кодов товара и т.д. «Новый Таможенный кодекс существенно расширил права предприятий на самостоятельное исправление ошибок. Так, стало возможным вносить изменения в таможенную декларацию после завершения таможенного оформления, в т.ч. при обнаружении незадекларированных товаров, корректировать составляющую роялти в таможенной стоимости без применения штрафов в течение 180 дней со дня таможенного оформления. Своевременная самопроверка может спасти предприятие от доначисления налогов и штрафных санкций на миллионы, а иногда — и десятки или сотни миллионов гривен», рассказывает эксперт.
Сравнивая пост-аудит до вступления Таможенного кодекса в действие и после этого, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отмечает, что принципиально ничего в проверках не изменилось.
«Абсолютное большинство официальных отечественных автоимпортеров — дочерние структуры крупных иностранных автоконцернов. Они работают исключительно по закону. Поэтому к ним у таможенников не возникало ранее вопросов, не возникает и сейчас. В ходе проверок не было никаких доначислений налогов. Неизвестно мне ничего и о каком-то давлении со стороны сотрудников таможни», — говорит он.
Определенные предостережения относительно пост-аудита «і» озвучили в «ФармУкраина». В ассоциации отмечают, что таможенники, пропустив товар на территорию Украины, могут впоследствии изменить его классификацию, что сопровождается доначислением налогов. Хотя и здесь констатируют, что ГТСУ «четко придерживается алгоритма проведения пост-аудита, который установлен действующими нормативно-правовыми актами».
В посольстве одной из восточноевропейских стран на условиях анонимности рассказали «і», что жалоб от представителей «родного» бизнеса касательно пост-аудита к дипломатам пока не поступало. «Это может означать несколько вещей. Первая — пост-аудит еще не затронул наши предприятия, которые работают в Украине. Второе — если проверки и были, претензий не возникало — ни у таможенников к бизнесу, ни у бизнеса к таможенникам. Третье — если нюансы были, вопрос улаживались в обход посольства — через прямой контакт между материнскими структурами предприятий и ГТСУ», — отмечает дипломат.
При поддержке посольства Южной Кореи получили анонимные комментарии от крупной корейской корпорации, работающей в Украине. Там сообщили, что с пост-аудитом пока не сталкивались. Но выразили предостережение относительно продолжительности периода (3 года, как предусмотрено в законе), в течение которого он может быть проведен, и вероятной зависимости от субъективного фактора. «Это большой риск для компании», — считают корейцы.
Пока что таможенники проверяют преимущественно импортеров и экспортеров. При этом к предприятиям, которые привлекались к операциям по перемещению товаров через границу (например, транспортные предприятия, таможенные лицензионные склады, страховые компании и т.д.) или реализации товаров могут проводиться встречные сверки.
«Сейчас таможенные органы активно пытаются получить право проверять любые предприятия, которые имеют дело с импортными товарами, например, предприятия розничной торговли», — рассказывает Даньков.
Директор экономического департамента УСПП Юлия Дроговоз сомневается в логичности таких нововведений. «Конечный продавец далеко не всегда может знать все тонкости того, как товар попал на таможенную территорию Украины. Вряд ли справедливо, чтобы он нес ответственность вместо кого-то. Не думаю, что таким образом удастся эффективно бороться с «серым» импортом и контрабандой», — считает специалист. В свою очередь, Зелди обращает внимание, что пока ГТСУ сталкивается с техническими трудностями, а именно, каким образом осуществить идентификацию импортного товара у конечного продавца, не проверив всю цепочку поставщиков.
Для решения этой проблемы ГТСУ инициировала внесение изменений в законодательство, которыми предлагается предусмотреть обязательную маркировку, в частности, отдельных групп потребительских импортных товаров специальными контрольными идентификационными знаками — марками со штрих-кодом, которые будут содержать информацию о товаре, импортере, производителе, уплаченных налогах.
По словам импортеров, в начале текущего года таможня предупредила, что с апреля начнутся масштабные пост-аудитные проверки субъектов ВЭД. ГТСУ предложила бизнесу самому доплатить налоги, где есть в этом потребность, с минимальными штрафами. Ведь если их найдут представители ГТСУ — обещали сделать взыскание значительно больше.
«Кто не прислушался, то пожалел. Слышал о таких компаниях, которых после самопроверок и довольно незначительных налоговых доплат таможенники особо не трогали, — рассказывает анонимно «і» представитель транснациональной корпорации западного происхождения. — Очевидно, что в ГТСУ с началом 2012-го что-то изменилось, потому что раньше подобных сигналов я не помню. Тональность посылов не «классическая» для таможни. Возможно, ключевые решения в структуре стали приниматься другими людьми», — резюмирует наш собеседник.
Комментарии