Минфин - Курсы валют Украины

Установить
12 июля 2012, 12:49 Читати українською

Долг платежом красен. Чем расплатится Украина за свои долги?

В 2012 году правительство Украины планирует профинансировать госбюджет Украины за счет заимствований на сумму  98,5 млрд гривен, из которых 38,1% — внешние долги. Годом ранее госзаймы составили всего 80,6 млрд гривен, в том числе внешние — 33,7%. Основным фактором усиления долговой нагрузки на госбюджет в ближайшей перспективе является необходимость погашения долгов, осуществленных за последние четыре года. Но уже в 2013-м и 2014 годах, согласно прогнозам Кабмина, объем заимствований составит 82 млрд гривен и 94,3 млрд гривен соответственно. Об этом говориться в «Среднесрочной стратегии управления государственным долгом на 2012-2014 гг», утвержденной постановлением Кабинета министров №607 от 10 мая и обнародованной в понедельник, 9 июля. Но в идее властей сократить государственные заимствования  есть несколько нюансов. О них и поговорим.

Зачем нужна корпоратизация?  

В данный момент правительство ведет полномасштабную политику «корпоратизации» наиболее крупных госкомпаний, в первую очередь «Нафтогаза», «Укрзалізниці», «Энергоатома» и других. В принципе просматривается четкая тенденция корпоратизировать всё, что можно. Само по себе это, конечно, правильно, так как создает предпосылки для более понятной и прозрачной системы управления данными компаниями, позволяет привлекать высококвалифицированных кадров к управлению, внедрять современные технологии управления, и т.д. Однако подобных стратегических улучшений мы не видим даже в планах. Зато  корпоратизация позволяет выступать заемщиком по кредитам. И примеров этого мы видим предостаточно.

Только «Укрзалізниця», даже без окончания корпоратизации, уже подписала себе 1 млрд долларов.  «Нафтогаз» постоянно наращивает свой кредитный портфель, подписав в этом году только от Газпромбанка 2 млрд долларов (и это в довесок регулярным кредитам от правительства и местных банков, а также наперед полученным деньгам за транзит газа).

Более мелкие госкомпании также не отстают. В СМИ регулярно проскальзывают новости о привлечении госкомпаниями сотен миллионов гривен. Таким образом, несмотря на скромные показатели самого «государственного» долга, уровень реального госдолга растет огромными темпами. И это при том, что ситуация на рынке этому не располагает, а значит условия кредитов не в пользу заемщиков.

Чем отдавать будем?

Раньше все украинские правительства годами придерживались другой тактики — привлекали от имени государства и потом финансировали уже госкомпании. Этот подход, конечно, имел недостаток, так как компании не были достаточно мотивированы к возврату кредита. Но зато кредитные ставки были существенно ниже (ведь государство априори получает лучшее условия по сравнению с корпорациями, даже 100% государственными). И самое главное — активы госкомпаний не могли стать предметом судебных споров. Сейчас же растет вероятность того, что все госактивы в будущем перейдут в собственность банков-кредиторов, так как существующая бизнес-модель большинства госкомпаний не позволяет им вернуть полученные деньги, а эффективное использование самих кредитных средств никто не способен проконтролировать.

Забыли об МВФ

Кроме того, в долговой стратегии правительства отсутствует ожидаемый кредит от МВФ на 10 млрд, долларов, так как он идет в резервы НБУ. Тем не менее, без него украинская экономика просуществовать вряд ли сможет, поэтому разумно его учитывать, хоть и отдельно от займов правительства. В этом случае ситуация с госдолгом будет выглядеть кардинально по-другому.

Много, но не смертельно

В принципе, уровень госдолга в Украине вполне приемлемый, поэтому снижать объем госзаймов особой необходимости нет. Роль государства состоит в стимулировании роста экономики, особенно в период экономического спада, как сейчас. В этом контексте решение правительства выглядит довольно парадоксально. Куда-более логично было бы привлечь ресурсы для крупных эффективных инфраструктурных проектов, которые поддержали бы экономику  - тот же LNG-терминал, модернизация угольных шахт, развитие авиации и т.п.

Олег Иванец

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Страницу просматривает 1 незарегистрированный посетитель.