Запрет на рекламу лекарств умножит коррупцию в медицинской сфере, ведь, назначая пациентам препараты сегодня, медики пекутся в первую очередь о своем кошельке.
Как врачи и аптекари зарабатывают на рецептах
«Самолечение опасно для здоровья нации!» — под таким лозунгом в Верховную Раду пытаются протащить закон, который полностью запрещает рекламу лекарств в средствах массовой информации. При этом инициаторы запрета не задаются логическим вопросом: а почему народ этим самым самолечением занимается?
Согласно социсследованиям, только 3 процента людей выбирают медпрепарат, ориентируясь на рекламу. 25 процентов руководствуются личным опытом. А он после посещения врача бывает таким поучительным, что хочешь не хочешь, а будешь сам себе доктором. Коррупция в медицинских кругах является одним из самых мощных и при этом самым малоисследованным правоохранительными органами явлением. Если людей лишат права на информацию и права выбора, она только возрастет.
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ
Год назад у меня стала болеть нога. Неделя страданий погнала к ортопеду. Окинув равнодушным взглядом рентгеновский снимок, доктор в две минуты поставил диагноз — остеопороз, начертал неразборчивым почерком название таблеток и мази. Только в аптеке я сообразила, что мазь — это средство, которое широко рекламируется, и за ним мне вовсе не надо было ходить к доктору, так как я ею уже пользуюсь. А таблетки — витаминосодержащий препарат, следует принимать для профилактики остеопороза (ценой в 110 гривен за упаковку, которых на курс требовалось три), а «рецепт» — листик из блокнота с названием фирмы-производителя, который аптекарша почему-то оставила у себя.
Прихрамывая, я проходила еще две недели, а когда снова посетила врача, выложила (умная стала!) перед ним 100 гривен. Подобревший доктор внимательно посмотрел на тот же снимок и с радостью сообщил, что остеопороза у меня нет, а есть трещина в кости, которая уже фактически зажила. Витаминосодержащий препарат так и пылится на полочке, зато врач получил с меня не только взятку, но и свой бонус. Поговорив с другими медиками, я узнала некоторые тайны этого бизнеса.
ПРОЦЕНТЫ И МАРОЧКИ
— За день, пока врач на приеме, его могут посетить до десяти представителей различных фармфирм, — рассказывает Виктор, доктор одной из столичных клиник. — Условия предлагают разные: от подписания договора, по которому полагается 10-15 процентов в месяц от количества продаж препаратов по выписанным рецептам, до собирания так называемых марочек, которые отрываются от рекламного листка. Собрал 100 штук — получил стиральную машину в подарок или холодильник. Понятно, что речь идет о дорогих и очень дорогих препаратах, которые даже нет смысла широко рекламировать, зато выгодно пропускать через врачей, которым люди привыкли доверять. Если лекарство поможет, пациент останется доволен, сколько бы он ни заплатил. Если нет — у врача припасена отговорка, что в аптеке ему продали фальшивое средство, и он выпишет другое, опять же преследуя свой интерес. Раза с третьего-пятого угадает.
На юридическом языке такие действия трудно назвать коррупцией. Доктор выполняет свою задачу — подбирает для пациента правильное лечение. Доказать умысел практически невозможно, да и в милицию, как сообщили «Комсомолке» в МВД, с жалобами пациенты не обращаются. Претендовать на уголовное дело можно только тогда, когда врач довел своими рецептами до смерти.
УЛИЦА, ФОНАРЬ, АПТЕКА
Свой процент получают и аптекари, сообщая в фирмы количество проданных препаратов по бумажечкам из той или иной клиники. Иногда доктор напрямую посылает пациента в ту аптеку, с которой у него заключен договор, уверяя, что лекарство именно такого качества и такого состава есть лишь в этой аптеке.
— Хорошим стимулом для врачей в выборе препаратов для лечения являются симпозиумы, конференции, которые фирмы-производители устраивают в курортных городах или за границей. Проезд и проживание оплачиваются, — продолжает мой собеседник. — Да зайдите в кабинет любого доктора, и вы найдете кучу рекламной продукции по его направлению. Это не просто листовки, а блокноты, удобные папки для бумаг с подробным описанием продукции и ее действия на человека, записные книжки, ручки. Сегодня до 50 процентов врачей изучают новинки медицины именно по таким рекламным «завлекаловкам», а не по специализированным журналам и научным публикациям.
Реклама в СМИ для большинства фармакологических фирм — это не столько попытка расширить круг покупателей, сколько вопрос престижа. То есть когда предприятие говорит о себе открыто, ему можно доверять. Если рекламу запретить, освободившиеся средства пойдут на обработку докторов и аптекарей. Люди будут либо покупать по своему наитию устаревшие препараты, которыми пользовались много лет и которые сегодня имеют более эффективные и безопасные аналоги, либо потянутся к докторам. А тут уж никто не угадает, о чем будет думать врач, выписывая вам рецепт: о том, чтобы реально помочь, или о том, чтобы получить марочку, которой не хватает для стиральной машины. Я не говорю, что так поступают все доктора, многие следуют правилам этики и клятве Гиппократа. Но низкие зарплаты — прекрасный стимул, чтобы искать дополнительный заработок. В нашей системе здравоохранения надо начинать с серьезных реформ, а не с запретов, которые ничего не решают.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
На выходных автору этого материала пришлось зайти в аптеку. Очень скромно одетая пенсионерка, стоявшая передо мной, протянула фармацевту бумажку с типично врачебным неразборчивым почерком. «С вас 82 гривны», — сказала аптекарша. Бабушка едва не хлопнулась в обморок: «Доченька, нет у меня таких денег. Мне бы температуру сбить...» Фармацевт достала с полки упаковку таблеток и протянула старушке со словами: «Вот, две гривны — парацетамол. Это то же самое».
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
— Законодательство, которое действует сейчас, и так содержит ряд запретов на рекламу лекарственных средств. В частности тех, которые отпускаются по рецепту. Если безрецептурные препараты находятся в свободной продаже, значит, люди имеют право сами выбирать источник информации о них. Это является составляющей права на охрану здоровья, которое закреплено в Конституции, — говорит Игорь Ремидов, юрист по медправу. — Полный запрет на рекламу лекарств может ударить только по бюджету СМИ — и не более. Сегодня в Украине около 14 миллионов человек пользуются Интернетом, где можно почерпнуть любую медицинскую информацию. Это во-первых, а во-вторых — никто не вправе запретить людям изучать ассортимент аптек, где рекламу, кстати, оставляют, спрашивать совета у фармацевта.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Взять, допустим, банки и прочие финансовые учреждения. Пользуясь безграмотностью населения, они размещают рекламу в СМИ и заманивают вкладчиков. А потом разоряются… Может, запретить в СМИ финансовую рекламу?
Или, допустим, автомобили. Они порой некачественные или стоят слишком дорого. Чего их рекламировать? Пусть человек обращается в ГАИ, там объяснят, какой автомобиль нужно покупать.
Думаете, запрет рекламы автомобилей невозможен? А мне кажется, ничего невозможного нет! Я не поверю, что политики не знают о сговоре фармацевтов и врачей. О нем знают в Украине все! И он благополучно действует уже лет десять. Тем не менее политики зачем-то принимают абсурдный законопроект, который никак не улучшит положение дел в здравоохранении, вместо того чтобы бороться с реальными проблемами.
В конечном счете именно фармацевтическим компаниям запрет их рекламы выгоден больше всего. Во-первых, не нужно будет расходовать деньги на промо в СМИ, дешевле платить терапевтам напрямую; во-вторых, новым игрокам будет сложно войти на украинский рынок, ведь об их препаратах, как бы хороши те ни были, просто никто не узнает! Нет рекламы, значит, и конкуренции не будет… Но я не верю, что наши высокоморальные политики попросту взяли за этот законопроект деньги у фармацевтических компаний. Ну или марки, которые можно будет обменять на стиральную машину.
А значит, резон у политиков может быть только один — ограничить доходы СМИ от рекламы… Напомню, СМИ в Украине есть двух видов: те, что финансируются самими политиками, и те, что самостоятельно зарабатывают деньги. То есть действительно независимые СМИ. А главный источник их доходов — это реклама медпрепаратов, автомобилей и банковских услуг.
Так вы и дальше думаете, что запрет рекламы автомобилей у нас невозможен?
Комментарии - 1