Первое заседание Конституционной ассамблеи состоялось 20 июня и вызвало широкий резонанс среди украинских политиков и экспертов, многие из которых увидели в инициативах президента попытку решить ряд задач, которые определяются текущей внутриполитической ситуацией, пишет Независимая газета.
Зачем власть будет менять Конституцию Украины
Как показывает современная украинская история, изменения в Конституцию уже не раз подгонялись под политическую ситуацию и интересы отдельных политических групп. Здесь уместно вспомнить условия, при которых вносились изменения в Конституцию в 2004 году. Весьма сомнительным с правовой точки зрения выглядело и решение Конституционного суда Украины в 2010 году, которым он вернул стране Конституцию в редакции 1996 года. Подобный подход, когда главный документ страны превращается в один из инструментов удержания власти, порождает сомнения относительно истинных целей инициаторов нынешних конституционных изменений. Тем более что пока, кроме набора весьма расплывчатых положений, четко не обозначено — в чем же должны состоять конституционные изменения.
По этой причине инициативы Януковича стали трактоваться в контексте текущей политической ситуации. Более того, создается впечатление, что конституционный процесс, так же как и «борьба» за русский язык, затеяны с целью повышения рейтинга украинской власти (и, в частности, Партии регионов) накануне парламентских выборов. Острые дискуссии, которые развернулись по данным вопросам в стенах Верховной Рады, постепенно перемещаются в регионы. Надо полагать, что эти вопросы останутся ключевыми темами, которые будут консолидировать электорат не только Партии регионов, но и оппозиции, получившей к «делу Тимошенко» еще один повод для критики властей. Впрочем, этому способствуют сами регионалы. Так, заявление, сделанное представителем Партии регионов Владимиром Колесниченко о возможном предоставлении русскому языку статуса второго государственного в рамках Конституционной ассамблеи, по всей видимости, было рассчитано на население юго-восточных регионов. Вместе с тем оно вызвало вал критики и негативных комментариев со стороны оппозиции. Хотя очевидно, что Партия регионов не собиралась и не собирается придавать русскому языку статус государственного. После парламентских выборов, итоги которых могут привести к ослаблению позиций партии власти и президента, данный вопрос может стать предметом научных дискуссий.
Оппозиционные партии, которые ранее заявили о своем неучастии в работе Конституционной ассамблеи, усматривают в попытках Януковича создать новые механизмы для удержания власти. Подобные опасения имеют под собой определенные основания, если учитывать стремительное падение рейтинга президента, прогнозируемое обострение отношений органов исполнительной власти с новым составом парламента и нарастание экономических проблем.
Авторы внесения изменений в Основной закон обходят стороной тот факт, что сама по себе новая редакция Конституции не может устранить политических и социально-экономических проблем. Современная украинская история уже не раз это доказывала. Конституционные изменения последнего десятилетия не оказали позитивного воздействия на развитие украинского государства. Вносимые в Конституцию изменения не прибавили стабильности политической системе, не сделали более эффективной работу государственного аппарата. Нездоровая «конкуренция» между институтами государственной власти сильно осложняла решение экономических проблем, с которыми сталкивалось государство.
В Украине уже стало традицией указывать на несоответствие действующего текста Конституции реалиям современной жизни. При этом, как правило, вне рассмотрения остаются вопросы применения и исполнения основных положений действующей Конституции, многие из которых так и остались красивыми, но ничем не подкрепленными декларациями.
Деятельность Конституционной ассамблеи, не успев начать работу, вызвала диаметрально противоположные оценки и комментарии. При том, что нет документов, которые позволили бы говорить о потенциально возможных направлениях изменения Конституции. Впрочем, подобная неопределенность весьма удобна для украинских властей, которые получают поле для политического маневра.
Можно ожидать, что по мере приближения парламентских выборов дискуссии вокруг Конституции и русского языка будут усиливаться, что позволит власти и оппозиции повышать свой рейтинг. Однако итоги выборов в Верховную Раду могут скорректировать деятельность Конституционной ассамблеи.
Комментарии