Популярность ломбардов в Украине растет. В прошлом году рынок ломбардных услуг вырос на треть: за год потребители взяли кредитов почти на 2 млрд грн больше — 7,3 млрд грн. Клиентов пока не отпугивают даже заоблачные процентные ставки — в среднем свыше 200% годовых, поскольку они одалживают средства у ломбарда на очень короткие сроки — неделю-две, пишет Коммерсант-Украина в статье Ломбарды выигрывают в ссудах.
Ломбарды замедлили темпы роста своего кредитного портфеля почти вдвое — в 2011 году они нарастили его на 33%, тогда как годом ранее — на 55%, сообщили в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг). В абсолютных цифрах портфель ломбардов вырос с 5,5 млрд грн до 7,3 млрд грн. Причем такой рост был обеспечен исключительно за счет увеличения средней суммы кредита: по итогам года она составила 780,2 грн, в то время как в 2010 году этот показатель составлял 595,1 грн.
Украинцы активно сдают ценности в ломбарды
Отчасти залогом успеха финансовых учреждений стало подорожание золота почти на 10% по итогам года, при этом в течение года его стоимость показывала 35-процентный рост. Доля кредитов под залог изделий из драгоценных металлов, как и прежде, превышает 90% — в минувшем году она незначительно снизилась до 91,3%. Новых клиентов ломбардам привлечь не удалось: за год количество выданных кредитов выросло всего на 1,5% (до 9,3 млн), тогда как годом ранее темпы роста были выше на порядок.
Клиентов ломбардов прельщает возможность взять небольшой кредит на короткий срок, поскольку ломбарды в основном оперируют дневной стоимостью ссуд — средняя ставка в минувшем году составила 0,58% в день, от 0,15-0,2% в день под залог автомобиля или недвижимости до 0,8-1% — под залог ювелирных изделий. Если бы такие кредиты брались на год, то клиенты заплатили бы по ним от 54-73% до 292-365%.
Впрочем, несмотря на попытки ломбардов работать не только с драгоценностями, доля операций с другими активами практически не растет. По данным Нацкомфинуслуг, доля кредитов под залог автомобилей и недвижимости пока составляет всего 0,6% (29,5 млн грн), поскольку такие залоги принимаются под крупные кредиты (до 15-20 тыс. грн), а они сейчас большая редкость.
«Такие суммы берут в основном частные предприниматели, которым нужна крупная сумма буквально на несколько дней»,— отмечают в сети ломбардов «Благо». Несколько лет назад ломбарды пытались предложить кредиты под залог автомобилей и недвижимости частным предпринимателям, которые работают в тени и для которых доступ в банки закрыт.
«Однако резкого прироста кредитного портфеля у нас не было: спрос на наши услуги не менялся»,— констатирует генеральный директор ломбарда «Альянс автоипотечных кредиторов Стецков и компания» Сергей Стецков.
Автокредитование и кредитование под залог недвижимости остаются специфической услугой для ломбардного рынка — это достаточно дорогостоящие в оформлении операции.
«Такие договоры подлежат обязательному нотариальному удостоверению и связаны с оформлением дополнительных документов, а, как известно, главным приоритетом ломбардного кредитования всегда была и будет быстрота его предоставления и простота оформления»,— объясняет исполнительный директор Всеукраинской ассоциации ломбардов Юлия Рожкова.
Рынок, который в период кризиса получил дополнительные стимулы для роста, привлекает новых игроков. Только за минувший год в Украине появилось 30 новых ломбардов, их общее количество выросло до 456. «Тенденция к росту количества ломбардов связана прежде всего с обеспечением ими первоочередных потребностей граждан в денежных средствах»,— говорится в отчете регулятора.
Несмотря на высокую концентрацию рынка — пять крупнейших его участников выдали почти 50% кредитов,— конкуренция заставляет их расширять продуктовую линейку и разрабатывать различные программы лояльности. «В июле прошлого года мы начали выдавать кредиты не только под залог золота и брильянтов, но и под залог изделий из серебра и платины»,— сообщают в «Благо». В то же время ломбард «Скарбниця» предоставил возможность клиентам погашать кредит в электронных терминалах. «С рынка уходят мелкие игроки, а крупные операторы рынка расширяют свое присутствие в регионах, а также развивают филиальную сеть»,— резюмирует госпожа Рожкова.
Виктория Руденко
Комментарии