Почем семь лет спустя после в Украину основателя IKEA Ингвара Кампрада и заявлений о том, что шведы построят в Украине крупнейший в Европе торговый центр с миллиардными инвестициями, в нашей стране компания представлена только киевским офисом, фабриками и пустующим участком, пишет Forbes.ru.
Через что прошла IKEA, прежде чем заморозить свои проекты в Украине
Издание напоминает, что одна из обязанностей основателя IKEA Ингвара Кампрада — представлять компанию при выходе на новые рынки. Так было и в марте 2005 года, когда Кампрад прилетел в Киев на встречу с президентом Виктором Ющенко.
Кампрад поведал триумфатору оранжевой революции о грандиозных планах. При этом Обладатель состояния, которое в то время оценивал в 23 млрд долларов, рассказал, что на открытие магазинов в Киеве, Донецке, Львове, Одессе и Днепропетровске IKEA планирует потратить 1,7 млрд долларов.
Тогда планировалось, что на подъезде к столице должен был появиться крупнейший в Европе торговый центр IKEA — с парком, ледовым стадионом и стоянкой на 8000 автомобилей.
Семь лет назад Ющенко в присутствии Кампрада позвонил киевскому мэру Александру Омельченко и попросил принять серьезного инвестора. Как пишет Forbes, переместившись с Банковой на Крещатик, Кампрад разложил перед Омельченко карту, на которой был отмечен выбранный шведами участок.
«Атмосфера была очень дружелюбной, даже приватной», — вспоминает присутствовавший на встречах с украинскими лидерами Леннарт Дальгрен, который тогда работал гендиректором IKEA по России и Украине.
Ющенко пообещал проектам Кампрада всяческую поддержку, пишет журнал. Со своей стороны, инженеры и дизайнеры IKEA подготовили проект огромного торгового центра Мега площадью 170 000 кв. м.
Менее чем через месяц после визита Кампрада в Киев консалтинговая компания Colliers International, нанятая IKEA для поиска арендаторов, сообщила о первых крупных контрактах.
Так, турецкая Migros, владеющая сетью супермаркетов Ramstorе, арендовала 12 000 кв. м, строительный гипермаркет OBI — 14 000 кв. м. В то время, чтобы получить право «первой ночи», арендаторы вносили плату за полгода аренды в еще не построенной Меге.
«Была острая нехватка торговых центров, — мы подписывали договоры по бешеным ставкам», — поясняет менеджер Colliers Наталья Кравец. Компании платили по 10-15$в месяц за 1 кв. м — на 30-50% больше среднерыночных расценок.
Примечательно, что отсутствие даже признаков строительства никого не смущало, ведь IKEA построила сотни магазинов и десятки торговых центров по всему миру, четыре из них — в России.
Однако Омельченко идея вырубить 60 га леса не понравилась с самого начала. Кроме того, на 2006‑й были назначены выборы киевского мэра, и градоначальник не хотел давать козыри конкурентам. Он предложил шведам другой участок в том же районе, и сначала они восприняли это как обычную чиновничью волокиту.
В своих мемуарах о работе в России Дальгрен описывает похожую ситуацию: руководство Московской области тоже сначала запрещало рубить лес на месте будущего магазина IKEA, но когда компания согласилась выделить 1 млн долларов «на развитие детского спорта», оказалось, что лес не такой уж и ценный.
По его мнению, в таких действиях нет ничего коррупционного. Шведы были готовы идти навстречу и киевским властям, и кроме магазинов IKEA соглашалась построить поликлинику и кинотеатр.
При этом о возможности договориться сигнализировало и Министерство экологии, тоже выступавшее против вырубки леса. Министр Павел Игнатенко предлагал шведам отремонтировать очистные сооружения на Харьковском массиве, неподалеку от места строительства.
Источник констатировал, что камнем преткновения стала позиция Омельченко — вырубка наверняка вызвала бы скандал, и мэр не хотел жертвовать собственным рейтингом даже ради поликлиники или новых очистных сооружений.
Шведы, в свою очередь, предприняли обходной маневр, и в июне 2005 года Дальгрен добился новой встречи с Ющенко и премьером Юлией Тимошенко. Президент с главой правительства снова пообещали компании поддержку и даже подписали протокол о намерениях, но безрезультатно.
Комментарии