Наибольшая текучесть кадров традиционно наблюдается среди неквалифицированных специалистов. Чтобы удержать кадры, рекрутеры советуют компаниям создать эффективные системы мотивации — как материальной, так и нематериальной, пишет Дело.
Как украинские компании борются с текучестью кадров
Смена персонала, то есть текучесть кадров, происходит в любой компании. Приток новых людей, изменение кадровой структуры — это фактор развития компании. Если же текучесть кадров принимает значительные масштабы, становится неуправляемой, тогда это нарушает нормальный ритм работы организации.
Как отмечает Елена Грищук, директор рекрутинговой компании «Форсаж», наибольшая текучесть кадров наблюдается в бизнесах, где более 70% персонала составляют неквалифицированные специалисты. Например, в ритейле заметна текучесть сотрудников склада, продавцов и кассиров. В HoReCa — большая текучесть официантов. В фармацевтических компаниях есть текучесть медицинских представителей. В торговых и производственных компаниях существенная текучесть торговых представителей.
Как бороться?
По словам Оксаны Безщастной, директора рекрутинговой компании CDS Recruiting Services, причиной может быть не только низкая, неконкурентоспособная зарплата, но и отсутствие возможности для продвижения, ухудшение климата в организации, неэффективная работа HR-службы, смена руководства, прецеденты резких увольнений и резких наборов персонала, отсюда и нестабильность компании.
Чтобы снизить текучесть кадров, эксперты рынка труда рекомендуют работодателям более тщательно подходить к формированию систем мотивации и лояльности.
«Нужно вести диалог с людьми, слушать и слышать их мнения и идеи. Создавать условия для развития и карьерного роста. Создавать здоровую психологическую атмосферу внутри компании», — уверена Елена Грищук.
Оксана Безщастная, в свою очередь, советует работодателям внимательно проанализировать, какие сотрудники уходят, совпадает ли тенденция изменения качества персонала со стратегическими установками, определенными руководством.
«Без этой оценки невозможно понять, является ли существующий уровень сменяемости положительным или отрицательным явлением. На этапе роста бизнес-активности текучесть кадров может увеличиваться. Организациям следует пересмотреть существующую систему оплаты труда, возможности развития и роста в организации», — отмечает эксперт.
Примеры украинских компаний
В заведениях общественного питания текучесть кадров достаточно высокая, ведь часть сотрудников воспринимают такую работу как временную.
«В компании »МакДональдз« текучесть кадров в большей степени касается членов бригад ресторанов, так как мы активно принимаем на эту позицию представителей молодежи, для которых работа в компании — это возможность получить финансовую независимость, первый трудовой опыт и навыки, которые помогают им формировать свое успешное будущее», — говорит Наталия Тиморина, директор по персоналу компании «МакДональдз».
Чтобы снизить текучесть кадров, компания «МакДональдз» предлагает возможность своим сотрудникам работать по индивидуальному графику. По словам Наталии Тимориной, каждый член бригады ресторана может самостоятельно спланировать свой рабочий график. Такие планы составляются на полгода, при этом каждую неделю есть возможность вносить в них изменения и корректировки.
Также компания делает ставку на обучение своего персонала. «Мы предоставляем нашим сотрудникам широкие возможности для обучения в корпоративных тренинговых центрах компании как в Украине, так и в Германии и США. В результате все сотрудники компании охвачены различными программами обучения. Это дает возможность 10% из них ежегодно получать повышения и расти в рамках компании», — поясняет директор по персоналу компании «МакДональдз».
Не менее важный момент — поощрение сотрудников, которые работают в компании долго. По словам Наталии Тимориной, всем сотрудникам, которые работают у них 10 лет, дарят золотое кольцо с бриллиантами, а сотрудникам, которые работают в компании с первых дней, то есть уже 15 лет, вручают сертификат на приобретение ценных подарков.
Комментарии