Минфин - Курсы валют Украины

Установить
11 февраля 2012, 18:20 Читати українською

Почему во время рецессии рекомендуют покупать искусство

В 2012 году, когда экономисты обещают мировой экономике рецессию, инвесторы все чаще обращаются к альтернативным вложениям, пишет Bfm.ru.

«Нет никаких оснований полагать, что глобальная экономика в ближайшем году будет расти, а значит, доходность традиционных инструментов инвестиций будет небольшая. Вкладывайте в голубые фишки. Только не в те, что торгуются на рынке акций, а в картины», — рассказал мне в конце прошлого года сотрудник одного крупного западного инвестиционного фонда.

«Голубыми фишками» инвесторы называют акции компаний, которые традиционно хорошо торгуются на рынке и приносят большую прибыль — это крупные корпорации с долгой историей. Голубыми фишками на рынке искусства называют картины «старых мастеров», импрессионистов и современное искусство начала двадцатого столетия.

Традиционно считается, что в периоды экономической нестабильности рынок искусства растет. В 60-70-е годы XX века инвесторы стали покупать картины, чтобы не «погореть» на высокой инфляции. В 1973 году, когда разразился нефтяной кризис, продажи предметов искусства росли.

Результаты торгов аукционных домов и частных продаж показали: во времена экономической нестабильности, когда долговой кризис вылезает за пределы границ Греции, Standard & Poors понижает рейтинг некогда самых надежных ценных бумаг в мире, а обвалы на мировых биржах случаются с периодичностью чуть ли не раз в месяц, интерес инвесторов к вложениям в искусство растет. По мнению многих экспертов рынка, так инвесторы готовятся к начинающейся рецессии.

Согласно исследованиям Merill Lynch, в 2012 на альтернативные инвестиции будет потрачено предположительно 3,5 трлн долларов. Среди альтернативных активов искусство стоит на втором месте в исследовании банка после товаров роскоши — яхт, дорогих автомобилей, самолетов. По мнению экспертов, главным локомотивом роста рынка искусства будет Китай.

Мэттью Стивенсон, директор Christie's в России, говорит, что для его аукционного дома 2011 год был лучшим за 246 лет существования Christie's.

Первая половина 2011 года, по данным Artprice, стала лучшей по продажам предметов искусства за все время существования арт-рынка, когда рынок вырос до 4,3 млрд долларов. И именно в 2011 году был установлен новый ценовой рекорд: за картину Поля Сезанна «Игроки в карты» королевская семья Катара заплатила 250 млн долларов.

Искусство и кризис

Американские ученые Майкл Моузес и Цзянпин Меи посчитали, что за период второй половины XX века прибыль, которую принесли инвесторам вложения в искусство, превысила ту, что приносят суверенные облигации или казначейские бумаги. Среди традиционных инструментов для инвестиций по доходности с искусством сопоставимы только акции компаний.

При этом, как выяснили аналитики фонда Glenmede, если вложить все деньги только в предметы искусства или только, например, в акции, то прибыль будет выше, чем если «разложить яйца по нескольким корзинам». Но риски будут ниже именно при инвестициях в разные активы, так как рынок искусства не зависит от колебаний рынка. Не зависит, однако, в том случае, когда рынок не сотрясает событие, подобное банкротству банка Lehman Brothers. Тогда продажи предметов искусства падают сразу, как это было в 2008-2009 годах.

То, что в кризисный 2008 год объемы торгов основных аукционных домов упали, говорит о том, что коллекционеры не хотели продавать свои картины, говорит Мэттью Стивенсон. «Спрос был высоким, но заставить людей продать картину в период экономической нестабильности, непросто. Представьте, что у вас есть хорошая картина Моне и вы понимаете, что экономика переживает непростые времена. Вы точно захотите ее продавать? Вы усомнитесь, что кто-нибудь захочет ее покупать», — говорит Стивенсон. «После 2009 года уверенность вернулась к инвесторам, и работы снова стали продаваться. Цены стали расти, а чем выше цены, тем больше уверенности у инвесторов, значит, хороших работ стало все больше», — объясняет эксперт.

Некоторые аналитики считают самой точной оценкой восстановления арт-рынка после спада число работ, которые не были проданы на торгах. В 2008-2009 годах 43% картин современных художников остались непроданными (это может произойти в том числе, и если предложенные цены будут ниже эстимейта, тогда аукционный дом может решить не продавать работу). В 2010-2011 году таких работ было 35%, посчитали в Artprice.

Прерафаэлиты или «Девочка на шаре»?

Из тех 4,3 млрд долларов рекордных продаж в первой половине 2011 года половина пришлась на рынок современного искусства начала XX века. По оценкам Artprice, продажи работ модернистов составили 2,3 млрд евро, а самые дорогие художники — те, что жили в период с 1850 до 1950 года.

Департамент современного и послевоенного искусства лидирует по аукционным продажам и в Christie's, и в Sotheby's. Аукционный дом Philips de Pury & Company (в котором контрольный пакет приобрела российская компания-дистрибьютор товаров класса-люкс Mercury) специализируется только на продаже современного искусства. Однако, например, первый инвестиционный фонд, который вложил деньги в предметы искусства в 1974 году, Пенсионный фонд британских железных дорог (BRPF), отказался от покупки современного искусства, когда создавал первый портфель арт-инвестиций. Этот рынок в фонде посчитали слишком волатильным и непредсказуемым с точки зрения ценообразования.

Больше всего в фонде поверили в то, что будут дорожать работы «старых мастеров»: около пятой части всех денег было потрачено на их картины, еще 10% — на рисунки этих же художников. По десять процентов фонд вложил в работы импрессионистов и модернистов, китайских художников, а также книги и манускрипты.

В результате больше всего прибыли принесли импрессионисты (21% годовых до поправки на инфляцию), художники викторианской эпохи (17,6% годовых), китайская керамика и фарфор и английское серебро (по 15,7% годовых).

Картины «старых мастеров» принесли британскому фонду доход в 11% годовых. По сравнению с современным искусством, которое в начале текущего тысячелетия было в особом почете, этот процент роста может показаться не слишком впечатляющим. Только за пять лет с 2003 года рынок современного искусства вырос в мире на 851%. Крупнейший рынок — американский — вырос в этом сегменте на 543%, а китайский рынок современного искусства увеличился на…11000%!

В 2000-2004 годах было продано только шесть работ с ценником, превышающим миллион долларов. В 2011 году таких работ было 125. Но, по мнению директора направления Private Banking «Тройка Диалог» Алексея Голубых, для того, кто только начинает формировать свой инвестиционный портфель, начинать надо именно с «проверенных» «голубых фишек».

Мировая столица современного искусства — в Китае?

Некоторые западные эксперты говорят, что стремительный взлет цен на шелкографию Энди Уорхолла или инсталляции Дэмиана Херста («Физическая невозможность смерти в сознании живущего», представлявшую собой акулу в формальдегиде, американский арт-дилер Ларри Гагосян купил за 8 млн долларов; многие эксперты сразу назвали работу Херста «инвестиционным проектом», а не предметом искусства) объясняется тем, что эти художники нравятся молодым бизнесменам, быстро разбогатевшим в 90-е или 2000-е годы.

Среди этих молодых бизнесменов все большую роль играют китайские инвесторы. За три года Китай обошел по объему рынка и США и Великобританию, которые исторически были основными арт-рынками. Среди департаментов Christie's рынок азиатского искусства стоит на втором месте по важности и доходности — сразу после рынка современного и послевоенного искусства.

По данным Artprice, из десяти самых дорогих картин второй половины двадцатого века, проданных в 2010-2011 годах, пять написаны китайскими художниками. Из десяти аукционных домов, которые торгуют современным искусством, шесть — китайских, один — тайваньский. Половина всех денег на рынке современного искусства, согласно тому же источнику, приходит из Юго-Восточной Азии.

Для китайских инвесторов вложения в искусство — вопрос престижа, считают аналитики Artprice. «Инвесторы из Китая ищут громкие имена: для них купить картину из известной европейской или американской галереи — все равно, что купить вещь в бутике Prada или Chanel», — говорится в отчете Artprice о состоянии рынка современного искусства в 2011 году.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться