После компьютерной и музыкальной индустрии Apple берётся за сферу образования и издательский бизнес. С помощью iPad калифорнийская компания планирует растолкать традиционные издательские дома и взобраться на вершину мировой книготорговли. Об этом пишет Корреспондент.
История о процветании компании Apple
Соединенные Штаты Америки — страна, где количество патриотов на душу населения намного выше, чем в среднем по планете. И многим из них с самого начала триумфального шествия гаджетов Apple по миру не дает покоя предательская надпись, красующаяся на задней панели iPhone, iPad и MacBook. Надпись гласит: Designed by Apple in California. Assembled in China (Разработано Apple в Калифорнии. Произведено в Китае — англ.).
«Почему лучшие в мире гаджеты, которые созданы американскими разработчиками, производятся не в США?» — годами вопрошали американские патриоты. В 2011 году, когда Apple стала самой дорогой компанией мира, этим вопросом задался человек, которому по статусу положено быть самым большим патриотом страны, — президент Соединенных Штатов Барак Обама.
Он устроил званый обед с участием руководителей крупнейших технологических компаний США, в ходе которого прямо спросил Стива Джобса, чего будет стоить Apple вернуть рабочие места обратно в страну. Джобс ответил, что возможностей для этого не существует.
И дело даже не в том, что производство в Штатах обойдется банально дороже из-за более высоких налогов и зарплат (в Китае рабочие, собирающие iPhone, получают ничтожные по американским меркам 11 долларов в день).
Джобс по-настоящему шокировал Обаму, когда сказал, что в стране попросту не хватает специалистов для того, чтобы обеспечить производство гаджетов Apple. В Китае на Apple работают 700 тыс. рабочих, а управляют их работой около 30 тыс. инженеров. В Америке просто нет такого количества специалистов, пояснил Джобс президенту. Если бы они были, то перенос производства iPhone и других продуктов компании в США был возможен хотя бы теоретически.
Америке необходима реформа образования, убеждал Джобс Обаму, нужно сделать так, чтобы в стране с таким многочисленным населением было больше специалистов.
На Обаму произвёл впечатление разговор с Джобсом. В течение последующих месяцев на совещаниях со своими советниками по науке и образованию он несколько раз напоминал им о том, что говорил создатель Apple.
«Мы должны найти способ обучить 30 тыс. инженеров, о которых говорил Джобс», — приводит газета слова американского президента.
Джобса не стало 5 октября 2011 года. Реформ в системе американского образования от государства он так и не дождался. Однако это не означает, что Стив сложил руки. В то время как большинство поклонников Apple предполагали, что последним великим деянием Джобса стало проектирование нового офиса компании — огромного комплекса площадью 26 га с основным зданием в форме круга, — на деле его наследием оказалась революционная реформа в образовании и книгоиздании.
19 января 2012-го на пресс-конференции в Нью-Йорке наследники Джобса Тим Кук и Фил Шиллер представили концепцию электронного книгоиздания от Apple.
«Это было одно из тех событий, о которых позже говорят: »Мир уже никогда не будет таким, как до этого", — говорит Рой Стоун, американский блогер.
Смерть бумаге
Джобс не отказывал себе в удовольствии побросаться со сцены громкими словечками. Например, в 2007 году, представляя iPhone, он заявил, что Apple заново изобрела телефон.
В январе 2012-го вице-президент компании Шиллер, проводя презентацию в нью-йоркском музее Гуггенхайма, наследуя великого Стива, небрежно заявил, что Apple заново изобретает учебники.
Подобно тому как Джобс в своё время начал презентацию iPhone с представления недостатков обычных сотовых телефонов, Шиллер в своем выступлении как следует обругал традиционные бумажные учебники. Мало того что книги тяжело носить с собой и они быстро изнашиваются, так они ещё не интерактивны и в них сложно искать информацию, пояснил Шиллер.
Для того чтобы исправить ситуацию, вовсе не нужно изобретать новый гаджет, сказал Шиллер. Ведь на рынке уже есть универсальное устройство, способное решить эту задачу на высочайшем уровне. И конечно же, это iPad.
Культовый гаджет, представленный Джобсом в январе 2010 года, по-прежнему является планшетом номер один в мире и остается недосягаемым для конкурентов. По оценкам Apple, более 1,5 млн яблочных планшетов находятся в использовании американских школьников. Этого достаточно, чтобы начать революцию.
Шиллер представил программное обеспечение для создания интерактивных учебников на базе iPad, а также систему их распространения через онлайн-магазин Apple. Для начала Apple объединила усилия с Pearson PLC, McGraw-Hill и Houghton Mifflin Harcourt — тремя издательствами, совокупная доля которых на рынке учебников в США достигает 90 %.
Отныне школьные учебники будут доступны в версии для iPad — интерактивные, со встроенным контекстным поиском, анимированной графикой и видео.
По словам Терри Макгроу, президента издательства McGraw Hill, с помощью такой системы продаж школьники и студенты смогут покупать учебники напрямую по своим iPad, а не через школы или традиционные книжные магазины.
«Цена тут является не меньшей революцией, чем интерактивность учебников, — поясняет Стоун. — Дело в том, что бумажные учебники стоят намного дороже, в некоторых случаях ценники зашкаливают за 100 долларов. А эти книги, как правило, всего лишь на полгода, год».
Подержанные учебники, по словам Стоуна, стоят по 20-50 долларов, что все равно дороже, чем красивые, интерактивные и интуитивные учебники на iPad. Кроме того, iPad и так есть у многих школьников. А те, у кого нет, скоро начнут завидовать, поскольку проще носить с собой один iPad, чем целый рюкзак с тяжеленными книгами, констатирует Стоун.
Сам себе издатель
Apple будет забирать себе 30 % от каждой продажи, то есть схема та же, что и с продажей программного обеспечения. В свое время, когда запускался App Store — онлайн-магазин приложений для iPhone, — эта схема казалась грабительской.
Однако программисты со всего мира быстро разобрались, что благодаря доступу к сотням миллионов пользователей и объемам продаж заработать все равно можно неплохо. Только в 2010 году Apple перечислила разработчикам приложений для iPhone и iPad более 5 млрд долларов.
А книгоиздательский бизнес имеет намного большие обороты, констатирует Стоун, отмечая, что вслед за учебниками издательская схема Apple будет востребована и авторами художественной литературы.
Как отмечает Макгроу, издатели весьма спокойно относятся к тому факту, что Apple будет оставлять себе почти треть от прибыли. «Печать и дистрибьюция бумажных книг все равно отнимают около 25 % от розничной цены», — констатирует издатель.
Однако самая соль инноваций Apple здесь заключается не в схеме распространения, а в том, что параллельно с ней компания представила программу iBook Author для компьютеров Mac.
Программа бесплатна и позволяет в считаные минуты создать собственную книгу и выложить ее в онлайн-магазин Apple.
Компания использует тот же принцип, что и с программами для iPhone, констатирует Джереми Кларк, британский писатель-фантаст. «Вы берете iBooks Author, создаете собственную книгу и выставляете ее на продажу, — поясняет он. — Вам больше не нужно обивать пороги издательств, ждать, пока редакторы прочитают рукопись, решат, что она, может быть, достойна издания, будут год ее печатать, потом везти в книжные магазины.»
Кларк считает, что нововведение Apple одним махом меняет картину издательского бизнеса. Авторам становится гораздо проще пробиться к читателю.
И не стоит бояться, что онлайн-магазин быстро забьется творениями бездарных графоманов, говорит Стоун.Apple делает последний и решающий выстрел в войне электронных и бумажных книг.
«В App Store тоже много никому не нужных программ от бестолковых программистов, — говорит он. — Но они никому не мешают, поскольку существует система рейтингов по популярности, количеству скачиваний и т. д. Лучшие программы всегда наверху».
Российский аналитик Эльдар Муртазин считает нововведение Apple эпохальным событием, условно сопоставимым с изобретением печатного станка, а также с удешевлением печати в 1980-х, что позволило авторам заказывать небольшие тиражи собственных книг, минуя крупные издательства.
Но достучаться до массовой аудитории с самолично изданной книгой мало у кого получалось. «Книжный бизнес до сих пор выстроен по схеме, когда распространение книги зависит от издательства и книжных магазинов», — констатирует Стоун. В свое время так же был устроен музыкальный бизнес, говорит он, но гениальный Джобс поломал эту схему. Отныне музыка продается напрямую в интернете, некоторые исполнители даже не пользуются услугами крупных звукозаписывающих компаний.
После презентации 19 января по такому же пути может пойти и книжный бизнес. Муртазин, недавно издавший небольшим тиражом свою книгу об истории мобильных телефонов От кирпича до смартфона, уже опробовал программу iBook Author. Свою следующую книгу аналитик твердо намерен издавать с помощью технологий Apple.
«Еще несколько лет назад будущее электронных книг казалось туманным, — говорит Стоун. — Однако в мае 2011 года крупнейшие торговцы книгами в сети, Amazon и Barnes & Noble, отрапортовали о том, что продажи электронных книг превысили продажи бумажных».
Apple делает последний и решающий выстрел в войне электронных и бумажных книг. «Это печатный станок новой эпохи, этакий следующий Гуттенберг», — подводит итог Кларк.
Комментарии - 3
– Пап, можно я с твоей карточки сниму долларов? За книжку надо заплатить!
– А что за книжка?
– Ну, этот. Достоевский. «Преступление и наказание».
– Так зачем покупать? У нас же есть.
– Да? А в каком файле?
– Причем тут файлы. Вот же он, на полке стоит!
– Фу-ууу! Это же бумажная книжка!
– Ну и что? Я ж в твои годы ее читал.
– В твои годы, в твои годы! Там поиска нет. Как я, по-твоему, цитаты находить буду? Аудиосопровождения тут нет. Анимационных картинок тоже нет. Только текст, в котором даже шрифт, и тот поменять нельзя! Ты что? Меня же в школе все засмеют! Сам такую читай.
– Ну, ладно. Вот, возьми DVD. Лет пятнадцать назад купил.
– Чего? DVD? А чем я этот антиквариат, по-твоему, прочитаю? В политехнический музей его сдай. Ты мне еще перфоленту с Достоевским предложи!
– Если ты такой умный, то поищи сам в сети да скачай на халяву.
– Бесплатно скачать книжку!?
– Ну да. А как же еще? На книги Достоевского за давностью лет авторские права не распространяются. Наверняка где-то она лежит.
– Ты что, пап! Это, может, у вас, в начале века, все скачать на халяву можно было. Ты что, не слышал, что уже лет пять как авторские права на все книги навечно переданы Американской ассоциации издателей книг. Или ты хочешь, чтоб меня как члена секты Дмитрия Склярова в тюрьму пожизненно засадили?
– Так Достоевский же не американец! Причем тут американские издатели?
– А кого это волнует? Ты, папа, случаем, не антиглобалист?
– Нет, что ты! Ну, сынок, жалко же почти 100 долларов отдавать за файл. Ну, одноклассников лучше попроси файл этот дать. У них-то точно же есть. А ты им потом свой какой-нибудь файл дашь.
– Ага! Если они мне своего Достоевского дадут, то где я его читать буду?
– В смысле, «где»? Они свою копию у себя дома, а ты свою – тут.
– Ну ты совсем отстал. Книжку можно читать лишь с того компа, с которого ее купили. Да и код поляризации там другой будет! Короче, пап, давай деньги! Я куплю себе нормальную книжку.
– Ну ладно. Вот, тебе одноразовый пароль на снятие 99 баксов с нашего счета. В наше время сто долларов были большими деньгами…
– О-кей. Скачал. Thanks.
– Ну-ка, дай и мне посмотреть! Слушай, сынок, а что это за картинки? Такого, вроде бы, в романе не было…
– Дык это же баннеры. Без баннеров книжка стоит 699 баксов.
Открытый файл пестрел мигающими объявлениями: «Axe Proffessional 2018 – современные топоры с лазерной заточкой»; «Косметический салон «У Лизаньки» – мы не дадим вам превратиться в старуху»; «Мучают проблемы? Психологическая служба доверия «Порфирий»»; «Кредитуем, обналичиваем. Низкий процент»; «RASKOLNIKOFF.COM. Вызов шаловливых старушек в любую точку земного шара»…
– Слушай, сынок, а что это текста романа не видно? Подождать, что ли, надо, пока баннеры исчезнут?
– Ну ты как будто с Луны свалился! Сто лет ждать будешь. Текст же надо через поляризационные очки читать. Без очков только реклама видна!
– А это еще зачем?
– Как зачем? Чтобы никто, кроме заплатившего, не мог книжку читать! Прикинь, если бы я купил книгу, а кто-то, ничего не покупая, у меня через плечо тоже мог бы ее читать…
– Глупость какая-то. Ну, а если б я тоже очки надел бы?
– Ха, ну ты даешь! Файл же настроен только на мои очки. На других очках другой код поляризации.
– Ладно, а ну дай-ка свои очки. Я через них книжку посмотрю.
– Как посмотришь? Они же тебя по сетчатке не опознают. Ты в них ничего, кроме сообщения, что ты надел чужие очки, не увидишь! Ладно, пап, не мешай со своими глупостями! Мне надо, пока лицензия не кончилась, быстро все прочесть, а иначе надо будет либо аренду файла продлевать, либо книжка сама уничтожится. Не мешай, я читаю!
Три часа спустя.
– Уффф! Ну, все. Я прочитал!
– Как все прочитал? «Преступление и наказание» за три часа?!
– Ну да. Я и быстрее все прочел бы, если б рекламных пауз каждые полчаса не было бы.
– Все равно не верю! Кто такой, например, Свидригайлов?
– Кто-кто?
– Аааа, все понятно. Кто такой Лужин? Кто такая Соня Мармеладова?
– Ну ты даешь! Откуда же я знаю! Я ж Home Edition читал. У меня только про то, как Раскольников старуху топором убил, а потом сдался с повинной. Про всяких остальных надо Professional-версию покупать или вообще Enterprise Edition. У нас же денег столько нет.
– Мда-а, с ума сойти, куда катится мир!
– Скатился уже. Лет пятнадцать назад надо было думать, если не еще раньше.
советую написать это в iBook Author и продавать с АППСТОР!
у меня есть похожая история.
— Доча, а сходи за солью…
— а зачем пааап?
— ну закончилась…
— а что еще взять?
— да ничего, только соль возьми.
— как только соль? у нас же пакеты закончились и колбаски бы, а завтра тетя приезжает — тортиком бы угостили…
— нет, ты тока за солью сходи!
— так же неудобно! больше времени тратится, а пойду за всем, что надо, так проще будет на машине подвезти!
— неудобно? проще? да мой прадед в свое время в херсон пешком за солью ходил!!! вот это было по-настоящему! И не на машине, а пешком!!! и не за 10 минут, а несколько месяцев!!! и не за десятком разных товаров, а только за солью!!! Вот и ты так должна, потому что это жизненно и по настоящему. Воспитывает тебя в строгости и готовности к жизненным трудностям. А всякие машины, супермаркеты и гаджеты только растлевают тебя!!! Ты должна прожить свою жизнь в постоянном напряге: пошла за солью — вернулась — тут же идешь за сахаром… и так всю жизнь!
;)
Шучу, конечно… но во всем нужна умеренность и здравый смысл.
Раньше оспой надо было переболеть, а сейчас прививка и вперед с песней по жизни.