Частично опустевшие офисы международных компаний, унылые лица сотрудников и появившиеся в последнее время на сайтах вакансий резюме специалистов, не один год проработавших в именитых корпорациях, заставили пересмотреть свои ожидания не только потенциальных соискателей и игроков рынка, но и работодателей, пишет ЛигаБизнесИнформ.
Градус пессимизма в оценках перспектив рынка труда крепчает
С оттенком пессимизма
«Многие международные операторы заняли выжидательную позицию в преддверии второй волны кризиса, а также в связи с особенностями политической ситуации в Украине и местными административно-политическими реформами. В связи с чем возможно дальнейшее сокращение штатов в больших международных компаниях», — рассказывает Елена Грищук, руководитель рекрутинговой компании «Форсаж».
Эту тенденцию Сергей Марченко, управляющий партнер рекрутинговой компании SM Consulting, объясняет тем, что «когда начинаются проблемы, инвесторы всегда стараются свернуть проекты, которые находятся в других странах, в частности, и в Украине. А рынок труда очень зависит от таких событий». Ведь, как известно, именно start-up проекты «разогревают» рынок труда и позволяют специалистам развиваться профессионально, в то время как отсутствие подобных предложений моментально отражается не только на количестве, но и на качестве вакансий.
Что касается отечественных компаний, то многие из них уже имеют план действий, отработанный и проверенный на практике в 2008-м, который позволил им продержаться на плаву.
«При ухудшении показателей начнем внедрять антикризисные мероприятия: вводить более жесткий режим экономии, переводить сотрудников на неполную рабочую неделю. Но, надеемся, до этого не дойдет», — рассказал Александр Новгородский, генеральный директор АО «Литер» (дистрибуция, аренда, сервисное обслуживание аудиовизуальной техники, штат — ок. 200 чел.).
«Тенденция минимизации издержек и, как результат, соответствующая кадровая политика »нужные люди в нужное время в нужном месте« останутся приоритетными и в 2012 году. Все разделы кадровых политик будут так или иначе сводиться к оценке результатов работы, детальному планированию трудовых ресурсов, переходу на договоры подряда и срочные договоры по реализации конкретных проектов и работы в части политики трудоустройства», — считает Олег Зарицкий, директор по персоналу фирмы «ТММ» (строительство и девелопмент, штат — 1400 чел.).
О материальном
В 2012-м сохранится основная тенденция последних лет — снижение стоимости неквалифицированного труда. «Летний сезон показал, что низкоквалифицированный труд резко обесценился. Пределом мечтаний для таких работников стала зарплата в 2-3 тыс. грн. Скорее всего, эта тенденция будет продолжаться и в следующем году», — предполагает Сергей Марченко.
Что касается сотрудников офисов, то и им не стоит рассчитывать на существенное увеличение доходов, несмотря на то что многие компании декларируют повышение заработной платы в наступающем году. Таковое будет выборочным, да и не большим: максимум 10-15%, т. е. фактически речь идет об учете инфляционной составляющей.
«Приоритетным и рабочим все так же остается селективное вознаграждение за конкретные результаты сотрудников или рабочих групп. В структуре зарплат отношение »постоянная и переменная часть« смещается в сторону переменной и может составлять 30% на 70%. Хотя по классическим экономическим канонам это, как правило, 60% на 40%», — рассказывает Олег Зарицкий.
При этом, по мнению г-на Зарицкого, в большинстве случаев не работает долгосрочное премирование, так называемые опционные программы, в то время как акцент смещается на краткосрочные премии «за результат».
В описанном тренде решили идти и в компании «Флинкстайл». «В 2012 году мы планируем более активно вводить систему поощрения сотрудников, в зависимости от результатов труда. Причем это будет касаться не только менеджеров по сбыту, но и специалистов бек-офиса», — говорит Валерий Шигуля, менеджер по персоналу, ООО «Флинкстайл» (торговая компания, штат — около 100 чел.).
Такой подход предоставляет активным сотрудникам шанс раскрыть свои таланты и проявить себя в лучшем качестве. По словам Ольги Ильюхиной, директора по маркетингу, страховая компания «НАСТА» (200 чел.), к сожалению, многие сотрудники, привыкшие до кризиса только и делать, что «выписывать счета», так и не смогли перестроиться и осознать, что сидеть в офисе и ждать клиента можно очень долго. А на самом деле сейчас нужны активные действия по привлечению и удержанию клиентов. Поэтому наиболее активные и инициативные специалисты, не сидящие на месте, имеют неплохие шансы сделать карьеру.
Еще более усилится расслоение и разделение сотрудников на «ключевых» и «балласт». Первые по-прежнему будут получать бонусы и льготы, а вторым придется с удвоенной силой доказывать свое право состоять в штате компании. Именно поэтому программы, ориентированные на поддержание лояльности персонала, утратят былое значение. Потому что «вынужденная лояльность», как показывает практика, держит персонал гораздо крепче и надежнее, чем самые изощренные способы материальной и нематериальной мотивации. Такую тенденцию отмечает Сергей Марченко, отмечая, что в последние годы агентства, занимающиеся прямым поиском персонала и хедхантингом, все чаще сталкиваются с нежеланием работающих специалистов даже гипотетически обсуждать возможную смену работодателя.
В то же время специалисты высокого класса станут активнее интересоваться предложениями из-за рубежа. «2012 год продолжит тенденцию выхода украинских компаний и сотрудников на международные рынки. По наблюдениям экспертов, украинские топы готовы рассматривать предложения работы в других странах и склонны к переезду. Привлекательными являются рынки Казахстана, Ев
ропы, Азии, США, России», — рассказала Елена Грищук.Нужно же что-то делать?
Затягивание поясов вынудит владельцев бизнеса прагматично относиться к расходам, в первую очередь, в сфере human resources. Из чего следует, что ключевой и наиболее востребованной функцией специалистов по персоналу станет аттестация и оценка эффективности работы сотрудников. По ее результатам руководство компаний будет принимать решения по поводу продвижения, обучения и дальнейших перспектив относительно того или иного работника. При этом большинство компаний планирует оптимизировать расходы на обучение за счет использования дистанционных форм, а также более тщательного отбора сотрудников.
«В состоянии кризиса и выхода из него большинство компаний отказывается от массовых обучений, переподготовок и т. д. Вместо этого происходит селективное обучение только под конкретные задачи, которые приносят деньги», — резюмирует Олег Зарицкий.
По словам Валерия Шигули, в его компании с 2012 года будет проведен целый ряд мероприятий, направленных как раз на оценку эффективности работы сотрудников. Будут использованы, например, такие инструменты, как «фото рабочего дня». Кроме того, чтобы оптимизировать затраты на обучение, в компании планируют поспособствовать внедрению системы наставничества и повышению ее значимости.
Также по мере возможностей владельцы компаний будут стремиться сократить расходы, перейдя на максимальное самообеспечение. По мнению экспертов, опрошенных «ВД», внешние провайдеры услуг для бизнеса в очередной раз столкнутся с нежеланием потенциальных клиентов рассматривать их предложения. Поэтому можно прогнозировать дальнейшее сокращение вакансий в сфере консалтинга, делового туризма и ивент-бизнеса. В том числе в сфере подбора персонала, урезая бюджеты на работу с рекрутинговыми агентствами. «Среди работодателей существует довольно распространенное заблуждение о том, что большое количество соискателей на рынке труда позволяет без особых усилий закрывать вакансии. Однако эффективных сотрудников компании постарались уберечь. Поэтому хороших специалистов нужно искать, причем очень тщательно и настойчиво», — поделился Сергей Марченко.
Таким образом, антикризисные мероприятия, которые были протестированы на практике в 2008 году, в 2012-м, скорее всего, будут доводиться до совершенства и проходить под знаком минимизации издержек и повышения эффективности труда.
Наталья Науменко
Комментарии - 1
не увидела ничего новенького, кроме єфемерного определения єффективности работника, под которую можно подвести какой-угодно мотив сокращения/увольнения.