Налоговая служба сделала первый шаг к созданию единого централизованного офиса для большого бизнеса. 17 января председатель ГНСУ Александр Клименко подписал приказ о переподчинении специализированных инспекций по обслуживанию крупных налогоплательщиков центральному аппарату ведомства.
Новые правила для крупных налогоплательщиков
Теперь СГНИ по работе с КНП будут напрямую подчинены налоговой службе, что должно как уменьшить бюрократическую волокиту, так и снизить влияние местных властей на крупный бизнес.
На прошлой неделе во время проведения заседания комитета по экономическим реформам Виктор Янукович выразил недовольство тем фактом, что проект создания единого централизованного офиса для крупных налогоплательщиков (КНП) до сих пор так и не реализован, пишет ЛигаБизнесИнформ.
Как стало известно, налоговики довольно оперативно отреагировали на критику Президента (хотя она была высказана не в адрес главы ГНС, а в адрес премьер-министра) и уже приступили к реализации первого этапа создания централизованного офиса. Правда, ранее обсуждавшийся план создания «единого окна» для большого бизнеса был видоизменен.
Напомним, что изначально планировалось количество специализированных государственных налоговых инспекций сразу сократить с одиннадцати до шести, а обслуживание в них сделать обязательным для крупных компаний.
Как сообщил глава Комиссии по проведению реорганизации СГНИ (специализированной государственной налоговой инспекции) в г. Киеве с крупными налогоплательщиками Сергей Степенко, для удобства бизнеса было принято решение сделать это поэтапно.
«Сначала мы планируем начать процесс переподчинения десяти специализированных инспекций по работе с крупными плательщиками налогов от областных налоговых администраций единому центру в Киеве. Он станет как бы 28-й налоговой администрацией», — отметил Степенко.
По его словам, на переходном этапе налоговая служба внедрит единую методологию работы СГНИ, стандартизирует процедуры таким образом, чтобы исключить необходимость прямого контакта инспекции с плательщиком.
«То есть сделаем так, чтобы офисы в Донецке, Луганске, Николаеве заработали по единому шаблону, как часы. За счет этого мы сможем стабилизировать бюджетные поступления и пресечем использование схем в работе крупного бизнеса», — уверен налоговик.
Потом останется единый централизованный офис, а остальные десять станут просто территориальными отделениями без создания юридического лица.
«Для удобства плательщиков было решено пока оставить эти офисы на местах. Они будут выполнять перечень ограниченных функций, необходимых крупным налогоплательщикам »на местах", — поделился с планами Сергей Степенко.
По большому счету, на первом этапе создания единого централизованного офиса ГНС решила устранить основную причину критики Президента — чрезмерное давление на налогоплательщиков в регионах. Теперь СГНИ по работе с КНП будут напрямую подчинены налоговой службе, что должно как уменьшить бюрократическую волокиту, так и снизить влияние местных властей на крупный бизнес. С другой стороны, грядущие изменения можно рассматривать и как ответ на критику со стороны Счетной палаты.
Что касается учета в СГНИ всех 100% крупных налогоплательщиков, то, хоть в Налоговом кодексе и прописана такая норма, в 2012 году было решено отказаться от принудительного перевода.
Летом прошлого года она признала неэффективной деятельность специализированных налоговых инспекций для КНП. Основными аргументами для таких выводов было то, что СГНИ не смогли поставить на учет 100% всех крупных налогоплательщиков, зато обслуживают далеко не крупных, из-за чего бюджетные средства расходуются неэффективно. Этот факт в ГНСУ не отрицают: в прошлом году из 1696 предприятий, состоявших на учете в специализированных инспекциях, только 775 соответствуют критериям КНП (оборот за четыре квартала свыше 500 млн грн или объем налоговых платежей более 12 млн грн).
Прогнозируется, что в 2012 году обслуживаться в СГНИ будут 1382 крупных плательщика. Это позволит эффективнее использовать бюджетные средства (за счет сокращения количества сотрудников) и повысить уровень обслуживания специализированных налоговых органах.
Что касается учета в СГНИ всех 100% крупных налогоплательщиков, то, хоть в Налоговом кодексе и прописана такая норма, в 2012 году было решено отказаться от принудительного перевода. Налоговики считают, что этот процесс должен быть добровольным, и то, что примерно треть крупных налогоплательщиков остается на учете в районных ГНИ, называют явлением временным. Мол, уже к следующему году желающих перейти в специализированные инспекции станет куда больше. Ведь параллельно со структурными изменениями в рамках начального этапа создания единого централизованного офиса планируется внедрять проекты «Горизонтальный мониторинг» и «Электронный кабинет плательщика».
Суть первого проекта в том, что те налогоплательщики, которые обслуживаются в СГНИ, смогут в режиме реального времени заявлять о намерениях провести определенные операции, а налоговая служба сразу даст оценку их рисков. Это, в свою очередь, позволит избежать сделок с ненадежными контрагентами или сомнительным товаром, а также автоматически отпадет необходимость постоянных проверок со стороны налоговых органов, на которые так сетует бизнес. Второй проект предоставит этим же налогоплательщикам возможность дистанционно получать ряд административных услуг.
При таких новшествах в 2013 году появятся все предпосылки для безболезненного перехода всего крупного бизнеса в единый централизованный офис.
Присоединившись к системе «электронного кабинета» и применяя электронную подпись, налогоплательщику, по сути, не придется посещать налоговые органы. А это и экономия средств на поездки, командировки, и минимизация коррупционных рисков.
Уже сейчас очевидно, что при таких новшествах в 2013 году появятся все предпосылки для безболезненного перехода всего крупного бизнеса в единый централизованный офис.
«Плательщики поддержат эту инициативу, ведь в таком случае будет доведен до автоматизма процесс администрирования, сократится время, затрачиваемое на уплату налогов, и будут ликвидированы коррупционные риски», — уверен исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Комментарии - 2
Перевод (добровольно-принудительнывсех на обслуживание в центр -