Экономика представляет собой скопление сделок, связанных с товарами и услугами, проводимых, в основном, коммерческими предприятиями.Профессор в области менеджмента Генри Минцберг считает, что хотя Вашингтон и кишит экономистами, решить рыночные проблемы они не в состоянии, ЛIГАБiзнесIнформ.
Многие комментарии об американской экономике в настоящее время создают впечатление, что экономисты должны решить ее проблемы. Но ведь Вашингтон кишит умными экономистами, а проблемы остаются.
Экономика как туча: только находясь внутри можно действительно понять, насколько она рассеяна и то, что имеет значение — это частицы пара, которые она содержит.
Подобным образом, экономика представляет собой скопление сделок, связанных с товарами и услугами, проводимых, в основном, коммерческими предприятиями. Имеет значение именно их поведение, и их нельзя адекватно воспринять с далекой перспективы экономических моделей и статистических данных, а только на практике — там, где создается экономика, где она дает сбой и где ее нужно исправить.
В действительности можно выделить два вида компаний: те, которые полагаются на исследование, и те, которые полагаются на эксплуатацию. В каждой экономике присутствуют оба типа, но здоровая экономика поддерживает исследователей. Это поддерживает способность к предприимчивости, которая сделала США таким экономическим гигантом. К сожалению, американская экономика в настоящее время поддерживает эксплуататоров.
Экономическое развитие проходит через цикл, который начинается с маленьких исследовательских предприятий, внедряющих новые продукты, услуги и процессы. Со временем, однако, по мере того как они добиваются успеха, многие исследователи становятся эксплуататорами. Они насыщают свои рынки, у них заканчиваются новые идеи, и они становятся ленивыми. Затем они расширяют свою линейку продукции, вместо того чтобы разрабатывать новые продукты; сокращают расходы, оказывая давление на своих работников; лоббируют правительство для создания благоприятных условий; сливаются с конкурентами, чтобы снизить конкуренцию, а также манипулируют клиентами, чтобы выжать все до последней копейки.
Это, конечно, делает эти предприятия уязвимыми перед творческими конкурентами следующей волны исследователей — быстрыми новыми фирмами, которые противостоят старым толстым корпорациям, и цикл разрушения и реконструкции начинается заново.
Сравните это с Америкой спасительных мер, где толстых считают «слишком большими, чтобы обанкротиться». На самом деле, многие из них слишком большие — или, по крайней мере, слишком плохо управляются для достижения успеха. Как иначе объяснить, почему крупные банки и страховые компании делают ставки на фьючерсы по ипотечным кредитам, небольшое исследование которых показало бы, что они являются мусором? Их топ-менеджеры либо не знали, либо цинично думали, что они смогут справиться с ними, в то время как остальные их менеджеры либо не обращали на это внимания, либо не могли достучаться до своего начальства.
Эта американская проблема выходит далеко за рамки спасительных мер. На каждую Apple и Google, преимущественно исследователей — приходится множество энергетических компаний с их уютными налоговыми сделками, военных подрядчиков, которые живут за счет государственных бюджетов, а также фармацевтических компаний, которые покупают свои инновации и устанавливают цены, которые может выдержать рынок, благодаря патентам, которые гарантирует правительство без контроля их держателей.
Помимо этого, многие новые проекты США в настоящее время переходят в стадию эксплуатации. В то время как предприниматели Америки традиционно были склонны к созданию устойчивого наследия, сейчас многие из них стремятся к быстрым первичным размещениям акций, которые позволяют им быстро вывести деньги. Это может иметь ужасный дисфункциональный эффект, отрезая многое из того, чему еще нужно научиться.
Когда экономисты хвастаются большой производительностью Америки, то, что они имеют в виду — это исследования, поиск путей делать вещи лучше, особенно благодаря более совершенным процессам. Но большая часть этой «производительности», по сути, была разрушительно эксплуатационной. Подумайте обо всех корпорациях, которые уволили большое количество людей при падении цен на акции, оставляя недоплачиваемых, перегруженных работой сотрудников и перегоревших менеджеров, в то время как руководители спасаются и получают свои бонусы.
Чтобы увидеть, к чему это приводит, представьте себе компанию, которая увольняет всех своих служащих, а затем отправляет свои заказы со склада. Экономическая статистика покажет это, как продуктивность в высшей степени, пока, конечно же, компания не продаст весь склад. Американские предприятия распродают склад.
С этой точки зрения не существует быстрого решения текущих экономических проблем Америки. Увольнение работников или даже печатание денег может быть легким; изменение дисфункционального поведения — нет. Экономику США должны привести в порядок ее предприятия, одно за другим, на практике. Придется изменить отношение, и это потребует большого терпения и преданности — черт, которых, кажется, не хватает в США сегодня.
Место, где нужно начинать — это кабинеты начальников Америки, которые должны быть очищены от торгашей, чтобы стимулировать реальное лидерство. Это легкая часть: избавиться от непристойных компенсационных пакетов и торгашей. Люди, которые заботятся о создании и поддержании достойных предприятий — и которые понимают, что это работа команды — могут затем занять их места.
Для создания успешных предприятий нужно время — время на изобретение более качественных продуктов, более эффективное обслуживание клиентов, а также поддержку сотрудников с тем, чтобы повышать их заинтересованность. Символы также имеют значение: термин «человеческие ресурсы», например, нужно отправить на пенсию, поскольку большие предприятия представляют собой сообщество заинтересованных людей, а не отдельные коллекции капитала.
Государственная поддержка должна быть смещена от защиты больших корпораций к созданию условий для роста новых предприятий. И новые проекты не следует поощрять, чтобы они бросались в объятия близоруких аналитиков фондового рынка (и многим созданным корпорациям также следует получить стимул избегать этих объятий). В то же время, нужно использовать правовое регулирование и налогообложение, чтобы обуздать разрушительный однодневный трейдинг и иную эксплуатационную спекуляцию, которые вытесняют устойчивые инвестиции и нарушают регулярную деятельность.
Прежде всего, то, в чем нуждается американская экономика в настоящее время — это менеджеры, которые знают свой бизнес и заботятся о нем. Армии магистров управления предприятиями, которые были обучены управлять всем вообще, но ничем в частности, являются частью проблемы, а не ее решением. К ним нужно добавить экономистов, которые изучают облака, ни разу даже не промокнув.
Генри МИНЦБЕРГ — профессор исследований в области менеджмента в Университете МакГилл.
5 января 2012, 11:50
Читати українською
Комментарии - 2
«Государственная поддержка должна быть смещена от защиты больших корпораций к созданию условий для роста новых предприятий» — вот бы эта фраза Азарову попалась в глаза.