Юбилейный, 15-й саммит Украина — ЕС, к которому стороны усердно готовились целый год, прошел в нервозной обстановке. Уже через 30 минут после высадки на украинскую землю десанта еврочиновников во главе с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу и президентом Европарламента Херманом Ван Ромпеем, стало понятно — результат саммита непредсказуем.
Итоги саммита: Янукович уперся в дело Тимошенко
Свидетельство тому — трехчасовая закрытая встреча президента Януковича с Баррозу и Ромпеем вместо предусмотренных повесткой 30 минут. Из-за этого весь график полетел.
В это время армию собравшихся для освещения саммита отечественных и зарубежных журналистов развлекали фильмом о Великой Отечественной войне. В кулуарах даже поползли слухи о полном провале саммита.
Левочкин: Саммит — успешен
Ближе к 15:00 в зале, где собрались журналисты, стали появляться отечественные чиновники. Первым испуганно вбежал министр иностранных дел Константин Грищенко. Всегда собранный и вальяжный, он теперь выглядел растерянным и обескураженным. На его фоне более спокойными выглядели министр юстиции Александр Лавринович и первый вице-премьер Андрей клюев.
Глава Администрации Сергей Левочкин зашел в зал вместе с еврокомиссаром Штефаном Фюле. Поначалу они сдержанно общались, однако вскоре Левочкину надоело его общество и он присоединился к своим — клюеву, Лавриновичу и Андрею Гончаруку, курирующему в Администрации внешнюю политику. Наши чиновники решили рассеять грусть и принялись рассказывать друг другу смешные истории. Пара минут — и эта компания оказалась в окружении журналистов.
— Чего такие веселые? — спросили журналисты у Левочкина.
— А почему не веселиться? — ответил он. — Все хорошо. Саммит успешный. Даже очень.
Левочкин уточнил, что сегодня соглашение не будет парафировано, но будет сказано, что переговоры завершены и теперь все зависит от бюрократов.
На вопрос, может ли, помимо бюрократической машины, еще и экс-премьер Тимошенко помешать заключить соглашение, он ответил, что сама Тимошенко помешать не может, тем более что все слышали ее высказывания о необходимости подписания этого документа, прозвучавшие недавно.
Но журналисты не спешили верить главе Администрации. Тогда тот немного начал приоткрывать занавес саммита. Рассказал, что в ходе трехчасовой встречи удалось снять многие болезненные для сторон вопросы.
— После этого в документе даже появилась строка: «как можно скорее», — не без гордости сказал Левочкин, и уточнил: переговоры отныне считаются завершенными и теперь будет вестись только техническая работа.
— Но когда будет парафировано соглашение? — не унимались журналисты.
— Это может произойти и в феврале, и в январе, и в декабре, все зависит от бюрократической машины, как она подготовит текст, — спрогнозировал Левочкин, чем вызвал смех у акул пера. — Но почему, вы же знаете, какая бюрократия в Европе?
Дальше Левочкин попытался немного уйти от темы и рассказал, что на встрече Янукович поднял вопрос выполнения обязательств Европы по отношению к Украине, включая выделение средств на реконструкции отечественной ГТС.
Диалог журналистов с главой Администрации прервала информация о том, что в зал идет Янукович вместе с Баррозу и Ромпеем.
Ратификация: Все зависит от Украины
На итоговой пресс-конференции первым выступил Виктор Янукович. В своей краткой речи глава государства сразу заявил, что доволен результатами саммита, снова подтвердил курс на евроинтеграциию и пообещал прислушаться к замечаниям Евросоюза.
Намекнул Янукович и на дело Тимошенко, которое следует решать исключительно в правой плоскости и исходя из независимости судебной системы.
Завершение переговоров по заключению соглашения — большой шаг в отношениях Украины и Евросоюза, ответил ван Ромпей. Он действительно высказался за подписание соглашения «как можно скорее», но признал, что это будет зависеть от «определенных политических обстоятельств».
Ромпей напомнил, что ЕС не раз выражал свою обеспокоенность «некоторыми моментами» во внутренней ситуации в Украине, и прямо дал понять, что от решения этих вопросов и зависит подписание и ратификация соглашения. В частности, уточнил Ромпей, обеспокоенность ЕС связана с определенной заполитизированностью судебной системы в Украине, примером чего является дело экс-премьера Юлии Тимошенко.
— Наша серьезная озабоченность связана в основном с рисками политически мотивированного правосудия на Украине. Процесс над Тимошенко — наиболее шокирующий пример, — сказал ван Ромпей.
Президент Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу, в свою очередь, отметил, что переговоры с Украиной были чрезвычайно трудными.
— Этот саммит показал очень значительный прогресс. Остаются только технические вопросы, например, перевод. Мы надеемся, что в скором времени договор об ассоциации будет парафирован, — отметил Баррозу. Но тут же повторил тезис о том, что скорость реализации соглашения опять-таки будет зависеть от Украины — от политической ситуации, уважения к верховенству права и всех остальных фундаментальных ценностей.
Уже отвечая на вопросы журналистов, Янукович не стал комментировать ремарку о Тимошенко.
— Украина готова к ускоренной технической подготовки соглашения об ассоциации и к подписанию. Хочу подтвердить нашу открытость к диалогу по всем без исключения вопросам, которые составляют совместный интерес, — сказал президент Украины.
После этого Янукович решил перейти в атаку на Евросоюз, обвинив его в несоблюдении Энергетической хартии.
— Что касается отношений Украины с европейским энергетическим сообществом, мы приняли условия, но, к сожалению, со стороны сообщества эти условия нарушаются. Например, когда принимали решение о строительстве «Южного потока» или строительстве газовых хранилищ в Сербии, — подчеркнул Янукович.
— Это наталкивает на мысль, что украинская ГТС девальвирует в своей значимости, экономической и политической, — добавил президент.
В дальнейшем Янукович сказал, что до конца декабря Украина выполнит взятые обязательства, но не уточнил, что он имеет в виду.
Победа или поражение
Власть продолжает придерживаться мнения, что саммит был успешным, парафирование соглашения не за горами, и даже прогнозирует рост экономики на 2%.
«Хотя де-факто соглашение пока не парафировано, успешное окончание политических переговоров — достаточно серьезный прорыв. Мы шли к этому не один год, и прекрасно известно, что дорога была непростой. И результаты будут не общедипломатическими, а конкретными: это и зона свободной торговли, и прогресс в упрощении визового режима. Я согласен, что проект договора достаточно амбициозен, то есть ставит смелые и перспективные цели», — цитирует слова первого вице-премьера Андрея клюева его пресс-служба.
Комментируя возможность окончательного подписания соглашения, клюев отметил: «Есть основания считать, что это произойдет не позднее, чем через год. Еще некоторое время может занять ратификация, но не думаю, что это будет долго. Пока же стоит задача парафирования договора, в котором ни много, ни мало 2000 страниц. А это как минимум 10,5 часов чистой работы».
По его словам, на это уйдет около полутора месяцев. Андрей клюев также добавил, что от украинской стороны заниматься парафированием будет замминистра иностранных дел Павел Климкин.
Оппозиция и большинство экспертов менее оптимистичны в своих прогнозах. Теперь, кроме дела Тимошенко, Европа захочет увязать подписание соглашения с предстоящими выборами парламента, намеченными на осень 2012 года.
Здесь главное требование — допустить Тимошенко к выборам. Однако именно этого сильно не хочет власть.
Комментарии - 9
Предлагаю фамилии писать с большой буквы. Первый вице-премьер всё-таки.