Сегодня Еврокомиссия представит свои предложения о выпуске единых облигаций еврозоны (так называемых евробондов или еврооблигаций). Германия выступает против идеи коллективных долгов, но теперь необходимость быстрого поиска решения для спасения от кризиса усиливает давление на Берлин, пишет Вfm.ru.
Еврокомиссия, как ожидается, выдвинет проект, в котором размещение еврооблигаций будет прописано в увязке с новыми полномочиями Еврокомиссии оказывать влияние на формирование национальных бюджетов, что представляет собой своего рода бюджетную дисциплину, к которой призывает Германия.
Еврокомиссия, скорее всего, будет выступать за усиление мониторинга стран, сталкивающихся с серьезными финансовыми проблемами, и обрисует способы объединения финансовых возможностей еврозоны.
Еврокомиссия определится с общим долгом
«Ясно, что любой тип еврооблигаций должен будет существовать параллельно и в тесной взаимосвязи со значительно усиленным бюджетным надзором и координацией», — цитирует еврокомиссара по денежным вопросам Олли Рена.
Как ранее сообщалось, разработанный Еврокомиссией документ содержит три варианта выпуска общих облигаций еврозоны. Первый предполагает замену всех выпусков облигаций государств на единые бумаги, имеющие «общие и частичные» гарантии. То есть каждая из стран еврозоны станет гарантом по облигациям любой другой страны. Эта идея предусматривает приведение всех выпусков облигаций к единым евростандартам; находящиеся в обращении бумаги будут конвертированы в общие облигации. Второй вариант рассчитан на неполную замену госбондов облигациями еврозоны. Предельный объем выпуска таких бумаг может быть ограничен в зависимости от того, насколько финансовые показатели государства отвечают требованиям еврозоны. Если какой-то стране потребуется выпустить облигации сверх установленного лимита, такие бонды будут выпускаться на стандартных основаниях, то есть не будут считаться общими. Третий вариант предполагает замену отдельных выпусков госбумаг; новые бонды получат гарантии каждого из правительств в ограниченном объеме. Качество бумаг, выпущенных по такому варианту, может быть улучшено благодаря обеспечению, например, золотовалютными резервами. Запуск этого сценария, в отличие от первых двух, не потребует изменений в соглашении ЕС.
Объем экономики еврозоны в целом достигает 13 трлн долларов. В теории, размещение совместных облигаций позволило бы блоку, состоящему из 17 государств, опереться на мощную экономическую базу и ослабило бы рыночное давление на отдельные страны, такие как Италия и Испания, которые больше не имеют возможности привлекать дешевые заимствования.
Ранее экономисты подсчитали, что еврозона была бы надежным заемщиком. Бюджетный дефицит блока в этом году прогнозировался на уровне 4,4%, совокупный уровень госдолга к ВВП — 87%, сообщала The Wall Street Journal со ссылкой на статистику МВФ. Для сравнения, у США дефицит превышает 10%, а долг достигает 99% ВВП. О возможных инвестициях в единые евробонды заявлял, например, Алексей Кудрин, когда еще занимал пост министра финансов России.
В правительстве Германии неоднократно высказывали опасения, что механизм общих заимствований будет снижать для других стран необходимость улучшения бюджетной дисциплины, в то же время поднимая до общей планки процентные ставки для надежных заемщиков, таких как Германия. В Берлине полагают, что идею общих долговых обязательств можно было бы рассматривать только тогда, когда имела бы место более тесная и жесткая бюджетная координация в еврозоне. Опасения по поводу объединения долгов разделяют многие избиратели.
Недавно участники деловой конференции приветствовали заявление канцлера страны Ангелы Меркель о том, что подобная «коллективизация» долга не является в долгосрочном периоде решением кризиса и сейчас поднимать этот вопрос неправильно.
Германия не исключала окончательно перспективу совместного размещения долга правительствами 17 стран. Однако Берлин настаивает, что прежде чем страны-участницы начнут совместно привлекать финансирование на открытом рынке, они должны создать правила, обязывающие каждое государство соблюдать бюджетную дисциплину — или дорого платить за ее нарушения.
При этом Берлин не указывает, что готов согласиться на размещение евробондов в скором будущем в обмен на бюджетные ограничения. Но, по мнению многих аналитиков, у Меркель больше нет времени ждать, пока экономики еврозоны придут в норму, чтобы лишь затем начать работу над долгосрочными изменениями, которые Германия считает необходимыми для предотвращения новых кризисов.
Теперь, когда приходится выбирать между решением кризиса любыми средствами или угрозой дефолта Италии, с которой инвесторы требуют все более высокие премии за риск, Меркель, возможно, придется забыть о противодействии экстренным защитным мерам, говорят экономисты. Доходность итальянских облигаций во вторник выросла до 6,75%.
Давление усиливается и на других рынках. Инвесторы отказываются от почти всех облигаций еврозоны, за исключением германских бундов. Во вторник по итогам аукциона трехмесячных бумаг Испании их доходность достигла рекордного значения в 5,11%, то есть увеличилась почти вдвое по сравнению со ставкой аукциона, состоявшегося месяц назад.
О напряженности на финансовых рынках свидетельствует и то, что объем заимствований банков у ЕЦБ вырос до максимального уровня с 2009 года. По данным ЕЦБ, на очередном еженедельном аукционе банкам было предоставлено 247,2 млрд евро краткосрочного финансирования.
Выросла доходность и бумаг Франции, что свидетельствует о продолжающемся распространении кризиса на более крупные страны с высокими рейтингами.
Глава германского Bundesbank и член управляющего совета ЕЦБ Йенс Вайдманн говорит, что одной из альтернатив в решении кризиса может быть создание бюджетного союза, в котором национальные парламенты утратят абсолютный контроль над госбюджетами. Страны-участницы еврозоны разработают единую бюджетную политику, а нарушающие ее будут караться существенным ограничением национального суверенитета, цитирует слова Вайдманна.
«На мой взгляд, полномасштабное развертывание механизма коллективных обязательств можно представить себе только в конце интеграционного процесса, если будут соблюдены эти условия, если обязательства будут сочетаться с полномочиями вмешательства», — комментирует Вайдманн.
Меркель заявила, что политики подорвали веру в еврозону, неоднократно без каких-либо ограничений пренебрегая правилами бюджетной дисциплины и стабильностью. «Доверие помогут восстановить только согласованные политические меры», — заявила Меркель.
Меркель уверена, что если евро потерпит крах, то крушение ждет и Европу. Решения сейчас необходимо принимать быстро, и если внести изменения в договор на европейском уровне очень трудно, они должны рассматриваться на уровне еврозоны. «Мы должны изменить конструкцию еврозоны. С моей точки зрения, одной из непосредственных перспектив разрешения кризиса является внесение изменений в европейский договор, то есть политический ответ на политически обусловленный кризис доверия», — добавила Меркель.
Некоторые европейские лидеры относятся к идее внесения изменений в договор с осторожностью, потому что в этом случае потребуется их утверждение 27 странами-членами, а это будет продолжительный и непредсказуемый процесс.
Комментарии