Мы работаем, зарабатывая кровную копейку, которую часто приходится тратить не в свое удовольствие, а на лечение. А тут есть где «разгуляться»: на территории Украины, по данным Гослекслужбы, функционирует 13 758 аптек, 5454 аптечных пунктов и 2716 киосков. Только что такое нынешняя аптека? Юридически — учреждение здравоохранения, а фактически — обычный магазин. В Европе деятельность аптек регламентируют 23 стандарта. У нас же «рабочий» только один, 360-й приказ о порядке отпуска товара (в частности, он регламентирует, какие лекарства должны отпускаться по рецепту, а какие — без). И тот часто не выполняется, и фармацевты занимаются самодеятельностью — отпускают рецептурные лекарства без рецепта, не учитывая противопоказания. А это может стоить нам здоровья и жизни.
Страшная правда об известных лекарствах
Так, ежегодно, по данным МОЗ, фиксируется до 40 тысяч сообщений о неправильном применении лекарств, среди них — около 100 смертельных случаев. Из этого можно сделать вывод, что наш фармрынок серьезно болен. Мы решили разобраться в его основных проблемах и в том, как от них защититься.
Большинство украинцев занимаются самолечением, бегая в аптеку за очередным чудо-средством из рекламного ролика. Причин тому несколько. Во-первых, не у каждого есть определенная сумма денег на визит к доктору. Во-вторых, все мы понимаем, что банальным осмотром, скорее всего, дело не закончится и врач направит на дополнительные обследования. Без этого всего не будет рецепта на необходимый препарат. Выход — идти в аптеку и покупать лекарство самостоятельно. А это чревато.
«Реклама направлена на массы населения и не рассматривает каждого человека индивидуально, — говорит Виктор Сердюк, президент Всеукраинского совета прав и безопасности пациентов. — Нам же не говорят с экрана, что лекарства от боли нельзя принимать одновременно с препаратами против свертываемости крови, т.к. это может вызвать кровотечение». «Кроме того, все фальсифицированные лекарства, которые мы находим, входят в ТОП-10 наиболее рекламируемых в стране», — говорит руководитель Гослекслужбы Алексей Соловьев.
КАК РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ НА ГОСУРОВНЕ
«По моему мнению, решить проблему самолечения можно только запретив рекламу лекарств, — говорит Татьяна Бахтеева, глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения. — И первый шаг к этому мы сделали. Законопроект о полном запрете рекламы лекарственных средств и биологически активных добавок уже принят в первом чтении и готов ко второму. Он был поддержан 260 народными депутатами из 450. Поэтому вероятность, что он будет принят уже во втором чтении, очень велика». Но решит ли полностью проблему самолечения запрет рекламы лекарственных средств? «Я уверен, что нет, — утверждает президент Всеукраинского совета прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. — Пока не пересмотрят все стандарты лечения. Сейчас продается на 10,6 млрд грн. рецептурных лекарств, из которых как минимум треть ненужные. Мы лечимся от одних заболеваний, а умираем от других!»
«Возможно, единственным шагом чиновников, который поможет уберечь наши карманы от ненужных трат, будет т.н. реимбурсация — когда рецепт будет документом, по которому обязательно будет возмещаться полная стоимость лекарства (это планируется сделать в ближайшее время). Покупать лекарство без него будет просто невыгодно!» — говорит Татьяна Бахтеева.
КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ
«Никогда не обходите кабинет врача стороной, — советует невролог, руководитель центра «Головная боль» Татьяна Майкова. — Нужно помнить, что лекарство — это яд, если оно принимается в неправильных дозах. Кроме того, каждый препарат (даже безрецептурный), имеет свои противопоказания и особенности, о которых лучше спросить все-таки у врача».
На территории нашей страны продаются лекарства, которые по определенным причинам запрещены к продаже в других странах. «Первой в этом списке стала ацетилсалициловая кислота (аспирин), которой лечили грипп и ОРЗ у детей, а потом получали смертельные случаи от синдрома Рея (токсическое поражение печени и головного мозга), — говорит невролог Татьяна Майкова. — То же касается метамизола натрия (анальгина). Он запрещен в 40 странах мира. Причем уже давно. Причина весьма серьезна — возможность поражения системы кроветворения (уменьшение числа лейкоцитов или гранулоцитов в крови».
«И таких примеров много: к примеру, почему-то во Франции, США, Швейцарии и Германии спазмолитик с дротаверином запрещен (из-за сомнительной эффективности), а у нас продается и очень популярен, — рассказывает Виктор Сердюк. — Я даже видел сувенирные календарики производителей некоторых препаратов, где Европы на карте (или отдельных ее стран) просто нет! А ситуацию с нимесулидом (препарат, который использовали для снижения температуры у детей) я вообще считаю геноцидом. Красивые и вкусные сиропчики хорошо продавались и были популярны среди родителей. Но в детском возрасте от нимесулида больше вреда, чем пользы: он токсичен для печени. И в Европе об этом давно знали, поэтому и ограничивали его использование до 12 лет. А у нас была жалоба, когда ребенок после этого лекарства был 3 месяца в коме».
КАК РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ НА ГОСУРОВНЕ
Государство не видит проблем в этой сфере. «Если препарат зарегистрирован, его эффективность и безопасность подтверждены, — говорит Татьяна Бахтеева. — Вполне допустимо, что, учитывая физиологические особенности украинцев, у нас могут быть зарегистрированы препараты, которые не применяются в других странах. А вот если прием лекарства привел к тяжелым последствиям, значит, это был фальсификат».
КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ
Планируя купить лекарство, проверьте в интернете, не запрещено ли оно. Единого сайта, где собрана эта информация, нет. Просто в поисковике вбиваете название препарата и слово «запрещен». Если интернет выдаст информацию, что он в списке запрещенных лекарств в других странах, тогда попросите врача, чтобы он выписал вам аналог.
Львиная доля препаратов на прилавках украинских аптек — генерики, «копии» оригинальных лекарств. И именно ими лечится большинство украинцев из-за более скромной цены. Действительно, например, антитромбоцитарный оригинальный препарат производства Франции стоит 440 грн. (14 табл.), его словенский генерик — 310 грн. (28 табл.), а украинский еще дешевле — 90 грн. (30 табл). «Но разница в цене между оригинальными и генерическими препаратами оправдана: разработка оригинального препарата и клинические испытания стоят немало. Однако в результате лекарство становится практически идеальным, с минимальными побочными реакциями и высокой эффективностью. А при изготовлении генерика производители «заимствуют» формулу оригинала и клонируют его. При этом, из-за того, что технология изготовления другая, свойства его далеки от оригинала», — говорит Виктор Сердюк.
КАК РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ НА ГОСУРОВНЕ
Уже сегодня приняты в первом чтении ряд законопроектов, которые направлены на урегулирование этой проблемы. «Первый законопроект направлен на усиление госконтроля качества производимых в Украине и ввозимых в Украину лекарственных средств, — делится нардеп Бахтеева. — Благодаря этому законопроекту будет поставлен барьер допуску на рынок некачественным лекарственным средствам. Прежде чем препарат попадет на рынок Украины, компетентный орган удостоверится, что он производится в надлежащих условиях и с соблюдением технологии. Также усилится контроль над тем, чтобы при регистрации генериков были соблюдены все требования, в том числе и «тест на биоэквивалентность» (степень «схожести» с оригиналом)».
КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ
Пока государство лишь планирует решать эту проблему, лучше лечиться только оригинальными препаратами. Просите врача выписывать вам только их. Определить самостоятельно в аптеке — генерик перед вами или оригинал — сложно (такой надписи на упаковке нет). Генерики часто имеют собственные названия, что не позволяет отличить их от оригинала. Если все-таки ваш выбор пал на «клон», Виктор Сердюк советует всегда обращать внимание на страну-производителя: «Нехорошей славой пользуются страны Восточной Азии. И, наоборот, к европейским «копиям» больше доверия. Во-вторых, очень важно, чтобы любой генерик имел подтверждение биоэквивалентности. Этот документ вам обязаны показать в любой аптеке! Если его нет, лучше от такого лекарства отказаться, а если на вашу просьбу фармацевт округляет глаза, то ему место на рынке, а не за прилавком аптеки».
Есть в нашем фармбизнесе еще одна проблема — виртуальные аптеки. В Европе они пользуются дурной репутацией из-за того, что часто специализируются на торговле наркотическими средствами. У нас же с каждым днем набирают популярности. Я убедилась в причинах этого самостоятельно: просто ввела в поисковик «интернет-аптеки Киева» и зашла на сайт первой, которая выпала в результате поиска (Внимание! Не путайте интернет-аптеки с сайтами реальных аптек). Перечень препаратов, которые она предлагала, поразил: здесь были препараты, которые я несколько дней не могла найти в обычных аптеках, а цены были намного ниже.
Казалось бы, в чем проблема? «Деятельность интернет-аптек в Украине запрещена, — говорит 1-й зампредседателя Гослекслужбы Украины Инна Демченко. — Они работают без лицензий, не имеют статуса юрлица. Соответственно, никто не несет ответственности за распространение фальсификата или некачественного товара».
КАК РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ НА ГОСУРОВНЕ
По словам Олега Заворотнего, замначальника отдела борьбы с преступлениями в сфере электронных платежных систем и хозяйственной деятельности Управления по борьбе с киберпреступностью МВД Украины, интернет-торговля лекарствами подпадает под действие п. 2 ст. 160 Кодекса Украины и влечет наложение штрафа в размере от 5 до 25 необлагаемых минимумов с конфискацией этих товаров и вырученных денег. При систематических нарушениях грозят штрафы от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан, исправительные работы на срок до 2-х лет или ограничение свободы на тот же срок. Но, судя по тому, что интернет-аптеки активно продают лекарства, меру наказания надо повышать.
КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ
Если ситуация складывается так, что жизненно необходимо купить лекарство именно через интернет, выбирайте сеть известной в городе компании, которая имеет и обычные аптеки. А получая заказанное лекарство, обязательно требуйте у курьера чек или накладную, в которой указаны название и серия лекарства, а также дата его регистрации. Эти документы — единственный способ потом доказать покупку некачественного товара.
Ни для кого не секрет, что скорые и отделения многих больниц не просто плохо укомплектованы, они часто не имеют самых необходимых средств медицинской помощи — ваты, бинтов, спирта. А есть состояния (например, инсульт), когда счет идет на минуты, и отправлять родных в аптеку с длинным списком препаратов — преступление. «О комплектации районных и сельских больниц или фельдшерских пунктов я вообще молчу, — делится Виктор Сердюк. — Туда скорее привозят умирать, чем лечиться. Несколько месяцев назад был рейд по центральной больнице Макаровского района, и ни в одном отделении не было необходимого комплекта препаратов для экстренной помощи! А ведь на носу Евро-2012. И в Украину приедут тысячи болельщиков с тяжелыми, внезапными и хроническими заболеваниями. И под каждым стадионом должны будут дежурить реанимобили, которые обязаны оперативно оказать помощь и гемофилику, и диабетику и т. д. А у гаишников и пожарных обязан быть морфий, чтобы человек, который получил сильную травму, не умер от болевого шока и т. д. Полный комплект препаратов и наличие качественной аппаратуры должны быть и в каждом отделении. Но это пока мечты».
КАК РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ НА ГОСУРОВНЕ
Согласно целевой программе медобеспечения Евро-2012 МОЗ, на меднужды выделят 1,3 млрд грн. Эти деньги должны пойти на обеспечение качественных медуслуг, приобретение оборудования, лекарств, на комплектацию больниц и скорых, переработку донорской крови и т. д.
На удивление, фальшивых препаратов у нас не так много, как считают. «По результатам минувшего 2010 года специалисты Гослекинспекции выявили около 1% некачественных, незарегистрированных и фальсифицированных лекарственных средств», — говорит Виктор Сердюк. Другие источники, например, Комитет по вопросам здравоохранения, заявляют цифру около 8%. Но проблема все-таки есть, и каждый из нас может пополнить ряды жертв фальсификата и увеличить эту статистику.
КАК РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ НА ГОСУРОВНЕ
«В Украине функционирует трехуровневая система контроля качества лекарственных средств, — комментирует Алексей Соловьев. — Это государственный контроль при их ввозе на территорию Украины, контроль уполномоченными лицами субъектов хозяйствования (аптеками) и контроль инспекторами территориальных органов Гослекслужбы Украины при осуществлении плановых и внеплановых проверок аптек. ВОЗ определила 10 факторов, которые содействуют распространению поддельных лекарств.
Анализ показал, что в Украине присутствуют только 2 из них — недостаточные штрафные санкции и большое количество поставщиков лекарственного средства на пути от производителя к пациенту. Необходимо, чтобы между аптекой и производителем был всего один дистрибьютор. Чем длиннее цепочка дистрибьюторов между аптекой и фармпредприятием, тем выше вероятность попадания фальсификата в оборот, — продолжает Алексей Станиславович. — На этапе 5-го или 6-го дистрибьютора вообще уже трудно проследить цепочку поставок и что-либо доказать. Что касается штрафов, то сегодня недобросовестный отечественный производитель несет всего лишь административную ответственность, и на него налагается штраф — от 1 до 18 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Такая сумма (от 17 до 306 грн.) никак не соотносится с вредом, который может нанести применение некачественной таблетки. Конечно, это смешно! К примеру, в Ливии за такие «грехи» положена смертная казнь, а в Китае — от 10 лет лишения свободы до смертной казни, в зависимости от степени вины.
Чтобы защитить украинцев, мы поддерживаем законопроект, который будет предусматривать уголовную ответственность за производство, транспортирование, хранение торговлю, ввоз и вывоз из страны фальсифицированных или некачественных лекарств (в настоящее время законопроект готов ко второму чтению в Верховной Раде). Этим же законопроектом предлагается ввести новый термин «Фальсифицированные лекарственные средства». Такие «умельцы» будут караться штрафом от 8500 до 17 000 грн. или лишением свободы на срок до 3 лет. В случае, если после такой «таблетки» кто-то серьезно пострадает (вплоть до смертельного исхода) наказанием будет лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Также необходимо испозьзовать опыт Европы в борьбе с фальсификатом — например в Италии разработана и действует система нанесения двойного индивидуального штрих-кода на каждую упаковку, что позволяет отследить весь путь каждого ЛС от производителя до потребителя».
КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ
Во-первых, просите показать накладную, что такое лекарство действительно поступило в аптеку. Если такого документа нет — это фальсификат. Во-вторых, внимательно осматривайте упаковку (форма, величина, цвет и т.д.), а лучше берите с собой старую и сравнивайте. Если новая упаковка выглядит иначе, это повод оставить лекарство в аптеке и искать другое. Когда производитель меняет внешний вид упаковки — провизоры об этом знают и должны вас предупредить. Сиропы и растительные лекарства вынимайте из коробки и осматривайте на цвет и консистенцию.
К сожалению, лекарства с каждым годом все больнее бьют по карману украинцев. «Во-первых, это связано с тем, что Украина тотально импортозависима, — объясняет народный депутат Татьяна Бахтеева. — Несмотря на то, что у нас имеется 120 производителей лекарств, на деле три четверти отечественного фармрынка занимают импортные препараты, цены на которые в 2—3 раза выше отечественных аналогов. Следующая проблема, которая способствует необоснованному завышению цен на лекарства, — это отсутствие в нашем государстве НДС на лекарства. Это предоставляет нечистым на руку дельцам от медицины широчайшее поле для масштабных злоупотреблений. Ведь из-за того, что лекарственные средства не облагаются налогом, импортеры завышают цены на них в десятки раз».
Кроме того, никто не контролирует ценообразование в аптеках. Владельцы ставят такие цены, какие они считают нужным, поэтому один и тот же препарат продается по разной цене. Например, 0,1% спрей в нос с ксилометазолином в одной столичной аптеке мы нашли за 33 грн., в другой — за 37. А на дорогих препаратах разница в цене может составлять 50—100 грн.
КАК РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ НА ГОСУРОВНЕ
«Нужно ввести 10%-ную льготную ставку НДС на лекарственные препараты, которые завозятся из-за рубежа. Кроме того, нужно пересмотреть перечень лекарственных средств, которые имеют нулевую ставку НДС, — продолжает Татьяна Бахтеева. — Речь не идет о полной отмене льготной ставки, а о ее оптимизации, которая не будет иметь большого влияния на цену, но которая сделает невыгодным ее завышение до таможенного оформления». Еще один вариант борьбы с высокими ценами предлагает Виктор Сердюк: «Очень просто эту проблему решили в Европе и Израиле. Там разрешили завозить лекарства с наименьшей ценой. Например, «Аспирин» фирмы «Баер» в Греции стоит около 2 евро, а в Англии — 10 евро. Фирма из Англии покупает его в Греции и продает у себя по 7 евро. Тот же препарат, той же фирмы и качества. Это явление называется «параллельный импорт», и в Англии он составляет 20 % рынка».
КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ
Сэкономить на необходимых лекарствах можно, например, получая скидочную карточку в конкретной сети аптек. Кроме того, многие аптеки делают скидки в определенное время суток (например, ночью) или на некоторые лекарства. Но при покупке такого товара всегда проверяйте срок годности препарата — для распродаж чаще всего используют товар, срок годности которого подходит к концу. Кроме того, многие крупные аптеки имеют свои сайты (не путать с интернет-аптеками), поэтому вы можете вбить в поисковик название препарата, сравнить цены и выбрать оптимальную для вас.
Комментарии