Минфин - Курсы валют Украины

Установить
4 октября 2011, 12:30 Читати українською

Украинскую валюту затягивает под каток внешних и внутренних угроз

Национальную валюту затягивает под каток внешних и внутренних угроз. Нацбанк сражается с нарастающим давлением на гривну как умеет, — пишет Максим Бироваш.

Возле пункта обмена валют напротив Национальной филармонии еще до его открытия собралась очередь. Кассир давно не видел под своим окошком такого потребительского ажиотажа. Встревоженные новостями о второй волне кризиса украинцы снимают гривневые депозиты и покупают валюту.

По словам главного экономиста инвестиционной компании Dragon Capital Елены Белан, в августе этого года в украинских банках впервые за два последних года зафиксирован отток депозитов в нацвалюте. Всего за один месяц банкиры лишились 810 млн грн., которые мирно спали на счетах.

«Люди еще хорошо помнят, какие были очереди для того, чтобы забрать депозит из некоторых банков в 2008 году, и решили перестраховаться», — объясняет Владимир Паюк.

В августе этого года в украинских банках впервые за два последних года зафиксирован отток депозитов в нацвалюте.

Есть ли основания для опасений? Их как минимум пять. Крепости гривны угрожают: плохие новости с рынков Евросоюза, непрекращающийся политический кризис внутри страны, тоталь ное превышение объема импорта перед экспортом, рост цены на российский газ, за который украинцы рассчитываются твердой валютой, и обязанность Украины в следующем году рассчитаться за первый транш Международного валютного фонда (МВФ).

Что может удержать гривну на плаву? Национальный банк Украины скопил достаточный объем золотовалютного запаса, чтобы искусственно поддерживать курс национальной валюты, а также жестко регулирует скупку валют как банкирами, так и населением. И все же этих мер пока недостаточно, чтобы курс гривны стоял как вкопанный.

Валютная тень

Попытка купить 2 тыс. евро для выезда за рубеж превратилась для бывшего работника банка Игоря Северина в нудное приключение. В валютных киосках наличность оказалась в большом дефиците. «Такого никогда не было — в какой обменник ни зайду, больше 500 евро мне продать не могут», — говорит Северин.

Кроме того, покупка евро осложнилась необходимостью предоставить паспорт и его копию. Под рукой не было ни того ни другого.

«В итоге за четыре ходки потерял весь день, — рассказывает Северин Корреспонденту, — но все равно думаю купить еще такую же сумму евро, пока он не начал расти».

Кроме того, покупка евро осложнилась необходимостью предоставить паспорт и его копию

Вместе с Севериным возможность обменять гривны на доллары или евро сегодня ищут тысячи украинцев. Управляющий партнер компании European Capital Management Вадим Браиловский — да и не только он — считает, что гривна теряет популярность в том числе и из-за тревожных зарубежных новостей.

Преддефолтное состояние Греции, огромные долги Италии, безработица в Испании. Чем слабее соседние рынки, тем печальнее перспективы Украины. Во-первых, отечественная экономика — экспортно ориентированная, то есть зависит от платежеспособности потребителей соседних рынков. Во-вторых, бедственное положение в некоторых странах ЕС означает, что украинским коммерческим банкам трудно будет получить длинные дешевые кредиты. Такой валютный дефицит — косвенное давление на гривну.

Помимо тревожных новостей, поступающих из относительно благополучной Европы, внутри страны полно своих политических фобий. В ежедневном режиме новости всех общенациональных каналов вещают, что «жить стало хуже, жить стало всем грустней». Страна попала в политическую турбулентность. Всех трясет от возрастающей волны митингов, акций протестов и судебных хроник.

Бедственное положение в некоторых странах ЕС означает, что украинским коммерческим банкам трудно будет получить длинные дешевые кредиты. Такой валютный дефицит — косвенное давление на гривну.

Также на курс гривны давит и то обстоятельство, что Украина все меньше производит своих товаров, заменяя их импортом. По данным Dragon Capital, в 2011 году в страну ввезли продукции на 3 млрд долларов больше, чем год назад.

Минус внешнеэкономического торгового сальдо стремительно растет. В 2008 году, когда произошел рекордный обвал курса гривны, дыра во внешней торговле достигла 14 млрд долларов в пользу импорта. Ныне этот показатель приблизился к отметке 7 млрд долларов, и это еще не конец года. Ожидается, что минус торгового баланса будет значительно выше.

Еще одна гиря на ногах национальной валюты — цена на российский газ. В 2011 году Украина заплатит за голубое топливо вдвое больше, чем перед кризисом. Если в 2008-м газ обходился украинцам в 179,5 долларов за 1 тыс. кубометров, то к концу нынешнего года его цена вырастет до 400 долларов.

И последнее: в следующем году Украина обязана рассчитаться с МВФ, выплатив 3,4 млрд долларов, причем 2,5 млрд долларов из этого долга изыщет в своих резервах НБУ. Белан надеется, что резервы НБУ, которые достигли практически докризисных объемов, позволят уберечь гривну от потрясений.

Обман валют

Чтобы пережить весь этот форсмажор, украинцы меняют снятые с депозитных счетов гривны на доллары или евро и перекладывают их на валютный депозит. В результате, по данным инвестиционной компании Concorde Capital, приток долларовых вкладов за август вырос на 238 млн долларов.

Чтобы удержать курс нацвалюты, НБУ сокращает количество свободной гривны на рынке.

«Даже если ситуация на внешних рынках будет настолько же сложной, как и в 2008 году, такого сильного давления на курс гривны, как тогда, не будет, — говорит Белан. — Экономические показа- тели Украины выглядят лучше, чем в середине 2008-го».

Веских оснований для обвала гривны эксперт Dragon Capital не видит. У НБУ в запасе есть около 38 млрд долларов валютных резервов — почти столько, сколько было до кризиса, что, по мнению Белан, служит достаточным запасом прочности.

Даже если ситуация на внешних рынках будет настолько же сложной, как и в 2008 году, такого сильного давления на курс гривны, как тогда, не будет,

И все же, по словам аналитика инвестиционной компании Art Capital Олега Иванцова, долго удерживать курс гривны с помощью золотовалютных резервов Нацбанку будет сложно. «Например, рубль и даже польский злотый еще в августе-сентябре достаточно сильно девальвировались, — отмечает эксперт. — То есть риски и у гривны очень велики».

Чтобы снять ажиотаж среди населения, в НБУ пошли на крайние меры. Банковский регулятор ввел ряд ограничений на покупку валюты.

Теперь все операции по ее обмену можно проводить при обязательном предъявлении физлицом паспорта. Причем клиент должен не только предъявить документ, но и предоставить в распоряжение банка его копии.

Такая схема обмена, по словам директора генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елены Щербаковой, целиком оправдала надежды НБУ — за первый день действия ограничений спрос на валюту снизился в четыре раза.

Новая процедура обменных операций приведет к процветанию теневого валютного рынка.

«Прежде всего, обязательность документов при обмене валют — это удар по теневой экономике, где рассчитываются за поставки товара незадекларированными наличными и потом их меняют в банках, а второе — это психологический демотивирующий фактор: не у каждого с собой найдется паспорт», — говорит Марьян Заблоцкий, аналитик Эрсте Банка.

Впрочем, у благородного стремления НБУ остановить крах гривны есть и оборотная сторона. Эксперты считают, что новая процедура обменных операций приведет к процветанию теневого валютного рынка. И первыми, по словам Тантели Ратувухери, начальника управления макроэкономических исследований UniCredit Bank, в тень уйдут именно мелкообменные валютные операции.

Кроме сугубо экономических причин НБУ будет пытаться поддерживать гривну из политической целесообразности. «Ведь стабильность национальной валюты по отношению к доллару — одно из немногих видимых достижений нынешней власти», — говорит директор по развитию Kreston GCG Андрей Попов.

«Стабильность валюты — это один из краеугольных камней экономической политики, поэтому до выборов в следующем году Нацбанк будет стараться удерживать курс всеми возможными средствами», — подводит итог Белан.

Золотые правила

Предчувствие второй волны кризиса толкает вкладчиков и инвесторов искать тихую гавань для своих денег. Ею, по оценкам Белан, кроме доллара и некоторых других инвалют могут стать государственные ценные бумаги или банковское золото.

«Сейчас такая неопределенная ситуация на мировых финансовых и валютных рынках, что многие инвесторы ринулись в золото, вспомнив времена золотого стандарта, — говорит эксперт. — Это исторически был наиболее стабильный актив. Сработает ли это сейчас, неизвестно, но других альтернатив все равно нет».

Браиловский вместе с Поповым считает, что, помимо золота, некой альтернативной валютой гривне и доллару могут стать швейцарский франк и британский фунт, показавшие себя как одни из самых стабильных европейских валют.

Помимо золота, некой альтернативной валютой гривне и доллару могут стать швейцарский франк и британский фунт, показавшие себя как одни из самых стабильных европейских валют.

Кроме того, считают эксперты, на фоне доллара и ослабленного евро свой шанс может получить китайский юань, который власти КНР с недавних пор позиционируют как вторую после доллара резервную валюту. «Ситуация в азиатских странах, в частности в Китае, наименее проблематичная, — говорит Белан. — Там рост замедляется, но на фоне рецессии в Европе Китай, конечно, выглядит намного лучше».

Но все эти шаги — как правительства, так и частных лиц — по спасению своих сбережений весь- ма неуклюжи и в лучшем случае дают временный эффект. Курс национальной валюты — это показатель крепости или слабости экономики.

«Спасти или как-то смягчить ситуацию может максимальное снижение импорта и максимальное стимулирование экспорта, — резюмирует Ратувухери. — Это означает активизацию всех работ по продвижению украинских товаров на зарубежные рынки, в том числе с помощью дипломатических каналов».

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться