Мировую экономику может «занести» с нынешнего курса, следует из исследования, проведенного специалистами газеты The Financial Times (FT) и исследовательской организации Брукингский институт. Этот прогноз относится к странам «Большой двадцатки» (G20), которые обладают наиболее развитыми экономиками. Тенденция к стагнации сильнее всего проявлена именно среди государств G20, пишет FT.
Мировая экономика может сбиться с курса
Результаты совместной работы экспертов отражены в так называемом индексе TIGER. В нем просчитана динамика индикаторов экономической активности, финансовых показателей и индексов деловой уверенности. Особенности индекса TIGER в том, что движения его компонентов отслеживаются относительно друг друга, что дает картину их совместного движения.Глобальная неопределённость усугубляется кризисными явлениями: долговым кризисом, слабым ростом занятости и нерешительной финансово-экономической политикой государств.
Профессор Брукингского института Эсвар Прассад констатирует, что «глобальная неопределённость» усугубляется кризисными явлениями: долговым кризисом, слабым ростом занятости и нерешительной финансово-экономической политикой государств.
В США «политические споры и слабый рост занятости внесли вклад в снижение уверенности бизнеса и потребителей», рассуждает профессор Прассад. Эти факторы, по его мнению, усиливают друг друга, тем самым приостанавливают восстановление экономики страны. Ситуация остаётся неблагоприятной и в других крупнейших развитых экономиках. Согласно исследованию, Япония все еще не может справиться с последствиями землетрясения и цунами. В то же время в Германии, где экономический рост остается самым высоким в развитых странах, остановился рост занятости, а из-за кризиса евро ухудшились настроения как в деловой отрасли, так и среди рядовых потребителей.
С другой стороны, реальные сектора экономик развивающихся стран из числа G20 показали более высокие результаты. В частности, по темпам роста лидирует Китай, хотя его динамика сдерживается, по мнению авторов исследования, внутренними противоречиями между высокой инфляцией и стремлением властей содействовать быстрому росту внутреннего спроса.
«Развивающимся рынкам трудно оставаться драйверами роста мировой экономики в течение длительного времени, если страны с развитой экономикой не смогут восстановить темпы экономического роста. Это просто усилит глобальную финансовую нестабильность», — рассуждает профессор Прассад.
Задача восстановления темпов роста и мировой экономики до уровня 2010 года, которую поставили перед собой элиты стран G20, поставлена под сомнение самим существованием исключительно мягкой денежно-кредитной политики в мировых масштабах и отсутствием дополнительных рычагов влияния в бюджетной сфере, считают в FT и Брукингском институте. Стоит учитывать и распространенное в компаниях и на финансовых рынках мнение, что руководители ведущих стран мира не желают или не могут решить проблему растущей вероятности погружения глобальной экономики в пучину нового финансового кризиса.
«Мировая экономика вступает в трудный и опасный период, где не существует легких или безболезненных решений, а политический паралич несет огромные риски развала хрупкого возрождения экономик», — предупреждает профессор Прассад.
Комментарии