Грядет реформа в ЖКХ, что однозначно повлечет приведение тарифов к «экономически-обоснованным», то есть — более высоким. Здесь, скорее всего, будет срабатывать правило Ильфа и Петрова: вечером деньги, а стулья, то есть качественные услуги, как-нибудь потом.
Новый Жилищный кодекс: жилец без выбора и без… земли
Нынешняя власть своими «скоропостижными» реформами уже всем дала понять: сюсюкание и заискивание перед электоратом, то есть гражданами Украины, уже в прошлом. Пришло время жестко наводить «порядок» в стране. В том числе и в жилищно-коммунальном секторе…
Около двадцати лет государство пытается уговорить граждан взять на себя ответственность за многоэтажные дома, в том числе и за ветхие, путем создания объединений совладельцев многоквартирных домов. И права предоставлялись обширные, и обещания — сладкие. А народ в ОСМД не идет, не желает коллективно отвечать за свою собственность. Много либерализма, считает нынешняя власть. И собирается пересмотреть «правила пользования жильем» в Украине.
Во-первых, грядет реформа в ЖКХ, что однозначно повлечет приведение тарифов к экономически-обоснованным, то есть — более высоким. Здесь, скорее всего, будет срабатывать правило Ильфа и Петрова: вечером деньги, а стулья, то есть качественные услуги, как-нибудь потом.
Во-вторых, уже практически готов к рассмотрению в Парламенте Жилищный кодекс, который превратит многострадальные ОСМД и ЖСК в «новейшие колхозы» с четкими обязанностями и размытым правом собственности на жилье. Так считают те, кто уже давно хозяйствует в своих домах, в частности председатели киевских ОСМД.
— Мы способны сами взять на себя ответственность за дом и обслуживать его, — говорит председатель правления общественной организации «Союз собственников жилья Киева» Сергей Дедов. — А новый Жилищный кодекс почему-то навязывает нам управляющую компанию, которая не несет никакой ответственности за состояние нашего дома. Не несет ответственности и тот орган государственной власти, который определил эту компанию и выдал ей лицензию. Нет контроля и за деньгами жильцов, которые будут аккумулироваться на счетах управляющих компаний для капитального ремонта домов.
Появились новые угрозы для членов ОСМД и ЖСК и в связи с уже принятым Налоговым кодексом. Сильно пугает норма закона, предусматривающая солидарную ответственность членов ОСМД и ЖСК по денежным обязательствам или налоговой задолженности.
— Это позволяет при наличии любой задолженности инициировать ликвидацию ОСМД или ЖСК и предъявлять требования к любому члену, в основном к председателю правления, по уплате всей суммы задолженности, — считает Сергей Дедов.
В то же время государство, пытаясь переложить всю ответственность на жильцов, терять «контрольный пакет» над собственностью не собирается. Уже не первый год и общественные организации, и отдельные ОСМД и ЖСК пытаются властям на разных уровнях доказать, что приватизация по-украински — это всего лишь фикция. Получив свидетельство о праве собственности на квартиру, граждане на самом деле овладели не более чем квартирной коробкой, висящей в воздухе. А должны были получить в собственность квартиру, как часть жилищного имущественного комплекса, включающего не только право на совместное владение подвалами и чердаками, но и землю — под домом и вокруг него.
Да, новый Жилищный кодекс разрешил отдавать землю под домом в совместную собственность жильцов. Но придомовая территория остается в распоряжении местных советов. Получается — убирать за ней и ухаживать должны ОСМД, а распоряжаться будут — депутаты. Как «бесхитростно» они умеют это делать, можно рассмотреть на примере столицы, которую последние семь лет просто лихорадит от незаконных застроек и уплотнения микрорайонов. По сведениям «Союза собственников жилья Киева», за последние два года Киеврада не отдала в собственность ни одному дому его придомовую территорию. Таким образом, из полторы тысячи существующих в Киеве ОСМД и ЖСК право собственности на землю получили только 23 дома. Остальные, добиваясь реализации своих законных прав в течение 7-10 лет, в лучшем случае получают предложение взять придомовую территорию в… аренду, пока лет на пять, а дальше — видно будет.
Естественно, новые нормативные документы влекут ряд изменений и в «Законе об ОСМД». Ряд из них — просто, по мнению председателей ОСМД, абсурдны. Так, например, согласно предложенным нововведениям, теперь ОСМД можно создать при «сговоре» трех собственников квартир (ранее для этого требовалось согласие более половины жильцов). Вряд ли депутаты задумывались над тем, что такая «вольность» позволит в каждом доме наплодить массу альтернативных ОСМД, которые могут начать воевать и судиться друг с другом.
Далее, депутаты предлагают «принимать» в члены ОСМД даже лиц, не являющихся собственниками квартир в конкретном доме. ОСМД-эшники смотрят на это с точки зрения применения на практике. Получается, что собственники двух-трех коттеджей, расположенных рядом с многоэтажкой, смогут провести общее собрание 200-300 квартирного дома и решить судьбу, например, детской площадки, проигнорировав интересы большинства жильцов. Совершенно странная появилась норма об «отчуждении жилищного комплекса по решению объединения или суда».
Получается — жилищный комплекс, вместе с квартирами, из которых он состоит, можно передать или продать любым заинтересованным лицам. Кроме столь явных ляпов, появилась и неразбериха в терминах. ОСМД теперь называют то объединением собственников помещений многоквартирного дома, то объединением собственников жилья. Из чего следует, что всем уже организованным ОСМД придется переоформлять свои учредительные документы, ведь они теперь будут именоваться по-другому…
Можно было бы предположить, что власть, реформируя отдельные отрасли, пытается сохранить «государственный интерес», если бы за ним не просматривались интересы тех же управляющих компаний или местных депутатов, раздающих земли под застройку. «С носом» остается только гражданин, со своими «отреформированными» свободами и сомнительным правом на собственность.
Комментарии - 2