В суд подают и на «Газпром». Потребители хотят скидок на газ. Европейцы требуют пересмотра цен на топливо, и даже готовы отстаивать свои интересы в судах. Вслед за итальянцами, которые выиграли спор, в международный арбитраж иск подали и немцы. Украина пока в суд не идёт, но свою позицию отстаивает. Последние две недели газовая тема — номер один на переговорах с Кремлём. Принесёт ли это желаемый результат для нашей страны — в сюжете Ларисы Задорожной.
Европа судится с Газпромом
Хронология событий с политическим запахом газа. Украина хочет новую формулу цены. Россия пересматривать её не стремится. Еще весной министр энергетики в эфире нашего канала излучал оптимизм.
Юрий Бойко — министр энергетики Украины:
— Я убежден, что за лето мы компромисс найдем.
Но Киев наступает на больную мозоль Кремля. Отказывается объединять «Нафтогаз» и «Газпром», и не хочет вступать в Таможенный союз. Россия в ответ вводит антидемпинговые пошлины на металл.
11 августа — встреча в Сочи. Президенты заявляют: газ — обязательная тема разговора.
Дмитрий Медведев, президент России:
— Поговорим, конечно, и о газовом сотрудничестве, которое традиционно считается сложным но, тем не менее, от него не уйти.
Виктор Янукович, президент Украины:
— В наших интересах и Украины и России найти решения — компромиссные, и мы будем к этому стремиться.
Но итоговых заявлений нет. Становится понятно — о столь чувствительной теме президентам ещё говорить и говорить.
И вот — минувший понедельник. Встреча украинского министра энергетики Бойко с главой «Газпрома» Миллером, её показывают все российские каналы.
Руководитель «Газпрома» заявил, что взаимодействие с украинской стороной в вопросах поставки газа могло бы строиться по той же модели, что и с белорусской. Этот разговор выходит за дипломатические рамки. С участием хозяина Кремля. Президент никогда не ведёт переговоры с рядовыми министрами. Формат не по рангу. Ответ из Киева краток, но резок.
Николай Азаров, премьер-министр Украины:
— Белоруссия идет своим путем, Украина идет своим.
Белорусский вариант. Это — снижение цены в обмен на контроль над газотранспортной системой, которая ведёт в Европу. 50 процентов акций «Белгазтранса» уже в портфеле российского монополиста, вторая половина вот-вот там окажется.
В соседней Литве белорусский урок уже проходили. 8 лет назад там тоже продали свой трубопровод.
Есть три основных акционера — «Газпром», «Рургаз», Литовская республика — около 9 процентов.
Депутат сейма Вайдас Бачевичус удивляется: казалось бы, если у тебя есть лакомый кусок газового рынка, должны быть и разумные цены для него. Всё с точностью до наоборот — рекорд по Прибалтике.
Вайдас Бачевичус, депутат сейма Литвы:
— Литва платит за газ достаточно большую цену, гораздо больше, чем другие государства.
В руках Москвы — около 37 процентов акций литовской стратегически важной компании. Через ГТС, говорят сотрудники, российское топливо поступает в саму же Россию.
Этим летом Литва хлопнула дверью перед «Газпромом». Сейм проголосовал — забрать трубу у российской компании. Скорее всего, это будет выкуп пакета акций государством. Премьер-министр республики назвал закон «шагом к энергонезависимости».
Вот эта труба принадлежит «Газпрому». А с ней то, что находится внутри. И вот это больше всего раздражает Европейский Союз. Ведь по законам ЕС поставщик газа и собственник трубы не может быть в одном лице.
Впереди — долгие переговоры. Но на всякий случай, Литва срочно собирается строить терминал, чтобы по Балтийскому морю поставлять сжиженный газ из-за океана. «Газпром» уже намекнул на санкции.
Вайдас Бачевичус, депутат сейма Литвы:
— Да, как метод давления, может быть, но в принципе нужно сесть и иметь диалог и договориться цивилизованно.
Владимир Лаучюс, политический обозреватель агентства «Делфи»:
— Что характерно для Литвы — «Газпром» здесь монополист, и других источников сырья у Литвы нет, и выбирать особенно не из чего.
Сейчас у «Газпрома» — не лучшие времена. На дворе — кризис. Проблемы с Литвой. А тут ещё и иски в Стокгольмский арбитражный суд о пересмотре цены на газ. Первой стартовала итальянская компания.
Юрий Корольчук, член наблюдательного совета Института энергетических исследований:
— «Едісон» подав до суду, і почався арбітражний розгляд, і тривав суд. За два роки хлопці не змогли домовитися. є контракт подаємо в суд. і тут «Газпром» різко протверезів, нарешті, зрозумів ситуацію і швиденько за 2 місяці отримали 30 відсотків знижки.
В украинском Институте энергетических исследований эту ситуацию анализировали. Главный аргумент истцов — ситуация на рынке после кризиса 2008-го резко изменилась. Газовая цена по краткосрочным контрактам снижается, почему же по долгосрочным — нет? Вслед за итальянцами в суд пошли и немцы. В Европе — цепная реакция. Для Украины — самое время этим воспользоваться.
Юрий Корольчук, член наблюдательного совета Института энергетических исследований:
— Зараз є тенденції до газової війни. Не Україна іде в цьому напрямку. Росія семимильними кроками йде. Таке враження, що навіть нас спеціально підштовхують нереальними проектами.
В Москве всё это называют красивым, но обтекающим словом — интеграция. Вице-спикер Государственной Думы комментирует политику «Газпрома»: сначала стулья, потом деньги.
Валерий Язев, вице-спикер Государственной Думы России, глава Российского газового общества:
— В Таможенный союз — раз. И если мы объединяем «Нефтегаз» с «Газпромом», конечно, будут действовать другие механизмы формирования цен.
Мы не получаем того, что хотим. Россия — чего хочет она. И вполне возможен, говорят аналитики, вариант — «31 декабря», когда уже не до переговоров, а нужно срочно что-то решать. В отношениях Киева и Москвы давно стало дурной традицией — встречать Новый год в разговорах о газе. Россия уже готовит «новогодний сюрприз» — грозится ценой в 500 долларов за тысячу кубометров. Сейчас — 297. Почувствуйте разницу.
Комментарии - 3