О пенсионной реформе в последние недели как-то забыли. Это вполне понятно — и без того ленивое летнее информационное пространство полностью заполнено сведениями из Печерского суда. Многим кажется, что именно там решается судьба непризнанного лидера оппозиции. Но если почитать текст принятого недавно закона о реформировании пенсионной системы внимательнее, то можно почти со стопроцентной вероятностью сказать, что Юлия Тимошенко окажется за решеткой, Украина не получит третий транш кредита от МВФ, а сама пенсионная реформа так и не вступит в силу, став памятником глупости тех людей, которые ее разрабатывали и затем с решимостью камикадзе пытались вдохнуть в нее жизнь. Однако обо всем по порядку.
Пенсионная реформа в деталях
Итак, почти ни у кого нет сомнений в том, что главной целью пресловутой реформы является продолжение сотрудничества с МВФ. Получение следующих траншей было напрямую связано с тем, будут ли приняты изменения в пенсионное законодательство. Деньги МВФ нужны, чтобы частично залатать дыру в госбюджете, которая на момент его публикации составляла почти 35 млрд грн. Поэтому за реформу депутаты дрались отчаянно и очень хотели успеть принять ее до того, как придется идти на каникулы. Тот факт, что голосование состоялось в ночь на восьмое июля, имеет особую пикантность не только потому, что это был последний день сессии, но и потому, что уже на следующий день свой день рождения праздновал Виктор Янукович, и реформа должна была стать своеобразным подарком для президента. Отчаянные попытки оппозиции объяснить, что закон в таком виде принимать нельзя, поскольку реформой он, по сути, не является, а представляет собой банальное урезание расходов, в расчет не принимались.
Депутатов партии власти можно понять. Когда пластмассовые колышки обходятся стране в 5 млрд грн, нужно срочно что-то делать, чтобы не обанкротиться. А еще есть вертолетные площадки, Евро-2012 и другие не менее важные вещи, без которых жизнь Украины просто невозможна.
Вот и пришлось, не щадя живота своего, спешить изо всех сил, голосуя за такой необходимый стране закон буквально ночью. Само собой, поправки, внесенные оппозицией, не выставлялись на голосование, так как прогрессивной сущности реформы не соответствовали. Наутро уставшие, но довольные парламентарии расходились из зала заседаний Верховной Рады с приятным осознанием того факта, что Украина спасена. Немного огорчало то, что Ольга Боднар и Юрий Кармазин в этот же день зарегистрировали проект постановления об отмене решения ВР о пенсионной реформе, и теперь его должен рассматривать регламентный комитет. А он начнет работу не ранее 7-го сентября, когда депутаты вернутся с каникул. Такая реакция на очередную из многочисленных жалоб оппозиции относительно отсутствия в зале почти половины депутатов вызвала небольшой удивление, ведь до этого подобные протесты спокойно игнорировались, а тут ни с того ни с сего на него обратили внимание. Но в любом случае, можно было облегченно вздохнуть, ибо теперь понятно, что самое трудное уже позади: ничто не помешает комитету принять правильное решение, а спикеру парламента с президентом спокойно подписать заветный документ. Поэтому о пенсионной реформе забыли, по крайней мере, на некоторое время. А зря.
Говорят, что дьявол прячется в деталях. «40» — именно под этой цифрой скрывается дьявол новорожденного закона. Сороковая поправка, зарегистрированная Арсением Яценюком накануне второго чтения, предусматривает перерасчет пенсий исходя из размера средней зарплаты за 2009 (1650 гривен), а не за 2006 (928 гривен) год, согласно которой такая калькуляция проводилась в последний раз. И хотя по установившейся для оппозиционных инициатив ритуалом эта поправка не была проголосована в сессионном зале, до этого она была полностью учтена профильным комитетом. Именно эта деталь, не замеченная парламентариями, привела к тому, что предложение Яценюка вошло в окончательный текст закона, согласно регламенту Верховной Рады, сообщает Левый Берег.
В СМИ об этом случае вспомнили лишь как о забавном казусе, якобы факт принятия поправки принесет скорее моральное удовлетворение ее автору и всем противникам пенсионной реформы, но не будет иметь никаких серьезных последствий. Но для того, чтобы понять весь масштаб ошибки депутатов, стоит обратиться к цифрам. Согласно расчетам самого Арсения Яценюка, действие поправки коснется примерно 10 млн пенсионеров, чья средняя пенсия вырастет в среднем на 334 гривны. Таким образом, государственному бюджету это повышение обойдется примерно в 35 млрд грн ежегодно. А теперь вспомним, что дефицит бюджета на 2011 год был не больше тех же 35 млрд грн. Также стоит упомянуть такие цифры: расходная часть бюджета составляет почти 337 с половиной миллиардов гривен, а размер такого желанного транша МВФ (точнее сразу двух, судя по смелым прогнозам господина Тигипко) должен был достигать в лучшем случае цифры, не превышающей 3 млрд долларов, то есть 24 млрд грн. Итак, мы имеем потенциальную дыру в бюджете, равную его текущему дефициту, превышающую десять процентов от его расходной части и почти в полтора раза большую от ожидаемой финансовой помощи Международного валютного фонда, ради которой и затевался весь этот спектакль.
Думаю, что «реформаторы» уже успели прослезиться от подобной математики и теперь лихорадочно думают, что же им делать. Возможно, такое чувствительное внимание к оппозиционному прошению относительно отмены закона связано, как раз, с необходимостью хорошо подумать о путях устранения последствий собственной беспечности, не привлекая внимания к их катастрофическим перспективам. Поэтому и придется ждать до сентября, чтобы точно понять, какая судьба ожидает принятый закон. Но предсказать дальнейшее развитие событий хотя бы в общих чертах не так уж и сложно.
Сам Арсений Яценюк считает, что найти деньги для обеспечения его законопроекта не трудно. По его мнению, это можно сделать, сократив ненужные расходы на органы государственной власти, отменив льготы депутатам и высшим чиновникам, прекратив списывать деньги под предлогом «Евро-2012» и так далее. Можно сказать, что его аргументация не лишена определенной логики. Однако очевиден тот факт, что если бы власть имущие были всерьез заинтересованы в сокращении излишних бюджетных затрат, позволяющих им увеличивать собственные доходы, эти шаги были бы давно сделаны даже без дамоклова меча пенсионной реформы. Поэтому рассматривать вариант, согласно которому деньги вдруг найдутся, не стоит — если от колышков можно как-то отказаться, то без вертолетных площадок не обойтись никак.
Таким образом, нынешняя власть устроила себе очередную ловушку. Ситуация болезненно напоминает дилемму с судом над бывшим премьер-министром. Юлию Тимошенко невозможно посадить в тюрьму, не разрушив окончательно отношений с Западом и не сделав из нее жертву несправедливой политической расправы в глазах множества собственных граждан и большинства мирового сообщества. Но и оправдать ее нельзя, ибо последствия такой «слабости» пугают до нервной дрожи. Так и в случае с реформой, какой из вариантов не выбери, все равно, потеряешь. Отказ от принятого закона сделает невозможным получение любой помощи от МВФ, а его принятие в нынешнем виде — не меньшая трагедия, чем разрыв с Фондом. И выбирать придется, в лучших традициях великого комбинатора, наименьшее из двух зол.
Понять, какой из вариантов скорее всего окажется предпочтительнее, можно, если проанализировать другие взаимосвязанные с заветными международными заимствованиями события и процессы. Дело в том, что и без пенсионной реформы вероятность получить следующие транши с каждым днем становится все более призрачной. Для этого есть несколько причин. Одна из них — это вышеупомянутый судебный процесс против Тимошенко. На Западе уже не скрывают своего недовольства этим разбирательством и открыто называют его расправой над наиболее опасным политическим оппонентом. И если логика развития суда останется такой же, то это недовольство будет только расти, ставя под сомнение саму возможность финансового сотрудничества с государством, все больше склоняющимся к неприкрытому авторитаризму. Вторая причина — стремительно падающий рейтинг Партии регионов. Ведь еще одним требованием МВФ является повышение тарифов на коммунальные услуги для населения, а это рискует довести и без того разогретое пенсионной реформой недовольство до точки кипения, разрушив истощенный электоральный ресурс нынешней власти.
Учитывая, что на фоне всех этих сложностей на пути достижения договоренностей с МВФ возникла еще и несчастная поправка, поставившая под сомнение целесообразность принятой реформы, очень соблазнительным может показаться вариант, позволяющий одним махом решить сразу несколько других проблем, пусть даже и путем отказа от внешних заимствований. Ведь так приятно будет хоть на миг почувствовать себя независимым от этих надоедливых европейцев, отправить наконец ненавистного оппонента за решетку и получить возможность управлять бюджетными ресурсами без контроля заморских шантажистов. Да и рейтинг, скатывающийся без передышки в пропасть, можно попробовать снова реанимировать, наложив вето на «антинародную» пенсионную реформу и назначив ответственных как за саму реформу, вызвавшую недовольство электората, так и за провал сотрудничества с МВФ. Не удивлюсь, что именно такой вариант предложит Виктору Януковичу его ближайшее окружение, уже давно планирующее ротацию вкусных мест в органах исполнительной власти.
Поэтому, когда Николай Азаров говорит, будто страна может спокойно обойтись без внешних заимствований, он, возможно, самостоятельно роет себе яму, не подозревая, что завтра именно его и сделают виновным в том, что страна осталась без «ненужных» кредитов. Это все позволяет достаточно уверенно судить о том, что новорожденная пенсионная реформа была обречена на смерть, едва появившись на свет.Конечно же есть еще один вариант выхода из сложившейся патовой ситуации. Этот вариант — реальные реформы и диалог с оппозицией. Но проблема заключается даже не в том, что времени у нынешней власти, почти полностью растерявшей свою поддержку, совсем не осталось.
Проблема в полной неспособности этих людей к чему-либо, кроме отчаянного распила бюджетных средств, и в полном нежелании менять статус кво. А все вышеперечисленное, пожалуй, достаточно яркая тому иллюстрация.
Комментарии - 5