Руководство Белоруссии может до конца августа перейти на единый обменный курс белорусского рубля и собирает валюту для проведения интервенций, считают опрошенные белорусские эксперты.
Белоруссия до конца августа может перейти на единый валютный курс
«К концу августа предполагается выход на единый курс и проведение интервенций», — считает известный белорусский экономист Ярослав Романчук.
Как заявлял в конце июля президент Белоруссии Александр Лукашенко, окончательное решение о переходе на единый обменный курс белорусского рубля будет принято в ближайшее время. Сейчас в стране действует несколько курсов национальной валюты.
По мнению эксперта, привести курсы к единому значению белорусское руководство вынудят внешние факторы.
«Без этого в четвертый квартал входить будет очень сложно. Не дадут оставшиеся на этот год 400 миллионов долларов кредита ЕврАзЭС, — сказал собеседник агентства. — Инвесторы тоже давят и говорят, что с такой курсовой политикой в Белоруссии им делать нечего».
По его данным, для проведения интервенций белорусское руководство намеревается использовать средства, полученные в виде кредитов предприятием «Беларуськалий» — 300 миллионов долларов у Азербайджана и 2 миллиарда долларов у Сбербанка России.
«Эти средства зачисляются в золотовалютный резерв и являются той подушкой, которую можно будет использовать для поддержания курса, для возобновления продажи валюты банкам для обменных пунктов». — пояснил собеседник агентства.
По его мнению, курс белорусского рубля к концу августа сложится на уровне около 7,2-7,5 тысячи за один доллар. «Безналичные расчеты сейчас уже идут по 7,5-8 тысяч за доллар», — сказал он.
Недавнее резкое повышение курса иностранных валют к белорусскому рублю на черном рынке Романчук объясняет проводимой эмиссией белорусской валюты.
«Мы не знаем, какая была эмиссия. А она была. Вот и курс вырос», — сказал он.
Другой известный белорусский экономист Леонид Злотников считает, что у государства нет иного выхода, кроме введения свободного плавающего курса белорусского рубля.
«Курс не обязательно должен быть свободным. Есть так называемый валютный комитет, есть курс, привязанный к какой-то валюте. Но для этого у правительства и Нацбанка должны быть валютные резервы, — сказал Злотников. — В Белоруссии кроме свободного плавающего курса варианта нет. Ведь золотовалютные резервы спустились до одного месяца импорта».
«Чисто рыночный вариант возможен. Может с маленькими интервенциями», — добавил экономист.
При этом он также считает, что белорусское руководство будет вынуждено «отпустить» курсообразование. «Жизнь зажала. Хочется получить кредиты, но никак не хочется отпустить экономику, чтоб она сама работала», — сказал собеседник агентства.
За несколько дней «черный» курс доллара вырос с 6,2 тысячи до 6,8 тысячи белорусских рублей, а евро — с 9,15 до 9,8 тысячи белорусских рублей.
При этом Национальный банк Белоруссии на среду установил курс доллара в 5,01 тысячи белорусских рублей, а евро — в 7,124 тысячи.
С марта текущего года Белоруссия столкнулась с серьезным валютным кризисом. Валюту практически невозможно купить как физическим, так и юридическим лицам.
Нацбанк Белоруссии 23 мая объявил о резкой девальв ации белорусского рубля, подняв официальный курс доллара сразу на 56% — до 4930 белорусских рублей с прежних 3155 рублей. Исходя из этих курсов нацвалюта формально стала дешевле по отношению к доллару на 36%.
При этом Нацбанк запретил формировать курс, превышающий официальный более чем на 2% на всех сегментах рынка, в том числе при межбанковских сделках, а также в обменных пунктах.
Комментарии