В этом году парламент Швейцарии планирует обсудить введение золотого франка — валюты параллельной официальному швейцарскому франку. Это, вероятно, станет началом более широких дебатов о роли драгоценных металлов в стране.
Швейцарский парламент планирует обсуждать золотой франк
Инициатива является частью кампании «За здоровую валюту», спонсированную политиками из крупнейшей в стране правой Швейцарской народной партии (SVP). Партия пытается использовать широко распространенные опасения по поводу всемирного финансового хаоса и инфляции для изменения официальной политики правительства по отношению к золоту.
«Я могу себе представить, что это вызовет дебаты о золоте и окажет определенное давление по вопросу принятия параллельной валюты», сказал д-р Гебхард Киршгесснер (Gebhard Kirchgaessner), профессор экономики в университете Сант-Галлена. «Но это не окажет никакого реального влияния на экономику. Кажется невероятным, что есть люди желающие купить миллионы этих штучек».
Швейцария, которая в 2000 году стала одной из последних стран, отделивших свою валюту от золота, это не единственное место, где обсуждают изменение роли золота в рамках дебатах об участии государства в экономике. В марте штат Юта стал первым штатом в США, легализовавшим использование золотых и серебряных монет в качестве валюты, — аналогичные законопроекты рассматриваются в штатах Монтана, Миссури, Колорадо, Айдахо и Индиана.
«Я хочу, чтобы у швейцарского народа была возможность выбирать совершенно разные валюты», сказал Томас Джекоб (Thomas Jacob), автор концепции золотого франка. «Денежная система сегодня подкреплена долгами, то есть ничем, и я хочу, чтобы люди это поняли».
В значительной степени золотой энтузиазм, — металл вызывает сильные эмоции у многих из тех, кто в него инвестирует, объясняется тем, что золото выросло более чем в четыре раза за последние десять лет и в настоящее время стоит более 1500$ за унцию (31,1 г).
В интервью Wall Street Journal главный экономист по США банка Goldman Sachs Ян Хатциус (Jan Hatzius) говорит, что вероятность возобновления рецессии в следующем году равняется 15%-20%.
В США законодательство, разрешающее хождение золотой валюты, является в значительной степени символическим, — это протест против безответственной политики дефицитного финансирования, проводимой федеральным правительством для стимуляции экономики. Но, по словам Джекоба, у золотого франка есть более практическая цель: предоставление мелким инвесторам возможности для защиты своих инвестиций от внешней нестабильности.
«Розничные инвесторы, желающие инвестировать в драгоценные металлы, сталкиваются с рядом препятствий», сказал 50-летний Джекоб, бывший пилот, а в настоящее время тренер по продажам в Zurich Financial Services Group. Коллекционирование монет, слитков и золотых сертификатов, как правило, требует профессиональной консультации и даже самая мелкая монета стоит около 100 франков (около 3400 руб.). Новый золотой франк, с другой стороны, с содержанием золота 0,1 г, можно купить всего за 5 франков (в текущих ценах)».
Несмотря на свидетельства растущей популярности инвестиций в золото в Швейцарии и других стран, идея создания золотого франка не является первоочередной для простых швейцарцев. Некоторые из них до сих пор считают саму тему золота неудобной из-за ее связи с драгоценными металлами, награбленными в ходе Второй мировой войны.
«Я все свои монеты продал несколько лет назад», говорит социальный работник из города Джона. «Я просто не хотел думать о том, откуда они взялись».
Настоящая проблема
Лишь очень немногие слышали об этой инициативе. Растущий швейцарский франк, прыгнувший на 16% за два года против евро и доллара из-за своего статуса тихой гавани, вызывает куда больше беспокойства.
Это «реальная проблема и ясно видно, что ни Швейцарский националь ный банк, ни правительство не сделали ничего стоящего для ее решения», сказал Киршгесснер. «Через пару лет может начаться настоящий кризис».
Сильный франк в действительности урезал доходы многих экспортеров, что вызвало болезненную реструктуризацию. Из-за продолжающегося мирового финансового кризиса инвесторы в стране и за рубежом ищут убежища от экономической нестабильности и инфляции. Статус тихой гавани обеспечивается низким уровнем задолженности Швейцарии, и ее сильной экономикой. Большие запасы золота также помогли.
Джекоб не считает, что введение золотого франка увеличит стоимость официальной валюты. «Наоборот, это снизит давление», предполагает он.
Золото и швейцарский франк выросли по одинаковым причинам, хотя Швейцарский национальный банк и другие центральные банки решили отказаться от металла после двух десятилетий падения по отношению к другим финансовым инструментам.
Сильный спрос из Китая также помог поднять цены на золото до рекордных уровней. Золотые энтузиасты, так называемые золотые жуки, многие из которых не видят серьезных различий между фондовым рынком и казино, а центральные банки считают печатными машинами, радуются от всего сердца.
«Покупка золота стала лучшим способом занять короткую позицию против государства», написал в прошлом году Шейн Макгвайер (Shayne McGuire), управляющий 500 млн долларов золотым фондом для Пенсионного фонда учителей штата Техас. Он также прогнозирует, что золото взлетит до 10,000$ за унцию.
«Я твердо верю в то, что существующие финансовые обстоятельства вскоре кардинально изменят инвестиционные стратегии крупнейших инвестиционных фондов мира, что заставит золото значительно вырасти в цене», написал Макгвайер в своей статье о желтом металле.
Большие резервы
Швейцария по-прежнему владеет большими количествами драгоценного металла. По данным Всемирного золотого совета, страна с населением 7,7 млн владеет 1040 тоннами золота на сумму около 46 млрд долларов, — это чуть меньше Китая. Она занимает седьмое место в мире по этому показателю.
При исчислении золотых резервов в долларах на душу населения мы получаем более 6,000$, этот показатель в два раза превосходит следующего крупнейшего тезавратора — Ливан (более 3,000$) и почти в шесть раз больше, чем у Америки (1,000$ ), по данным журнала The Economist.
Но движение «За здоровую валюту» говорит, что этого не достаточно.
Сторонники движения также хотят ограничить автономию Швейцарского национального банка после того как он понес крупные убытки пытаясь опустить франк и планируют начать сбор подписей для организации голосования по инициативе в середине августа, рассказывает Джекоб. Партия требует, чтобы центральный банк прекратить любые продажи активов, вернул домой швейцарские золотые резервы, хранящиеся за рубежом, и не снижал долю золота в своих суммарных активах ниже 20%. Кампания также призывает к выходу страны из МВФ.
Джекоб говорит, что он никак не связан со Швейцарской народной партией за исключением валютной инициативы, но признает, что успех его кампании за введение золотого франка зависит от количества паблисити, которое удастся получить его инициативе «За здоровую валюту» в конце лета. «Кампания определенно придаст известности инициативе о параллельной валюте», сказал он.
Но провести такой закон будет нелегко. Потребуется принять поправку к швейцарской конституции, — и это в стране, которая не славится стремлением к радикальным переменам. Если проект будет отклонен, то всенародный референдум, где звучит голос швейцарского народа, пройдет, по словам Джекоба, к середине 2012 года.
Если законопроект будет одобрен, то финансовые институты смогут чеканить свои собственные монеты, на одной стороне которых будет помещено их официальное лого, а на другой – легко узнаваемая эмблема швейцарского золотого франка. Предполагается строгий правительственный надзор для гарантии пробы и аутентичности.
Даже в случае успеха, золотые монеты вряд ли станут использоваться в коммерческих целях, так как волатильность цен на золото делает это непрактичным.
Комментарии - 3