Минфин - Курсы валют Украины

Установить
10 июля 2011, 8:40 Читати українською

Кризис в еврозоне толкает вверх золото и серебро

В последний год большую озабоченность на рынках развитых стран вызывает долговой кризис Еврозоны и его влияние на евро. Этот кризис сконцентрировал наше внимание на том, насколько серьезной может быть ситуация с суверенной задолженностью. Все последнее десятилетие мы беспечно полагали, что любая страна может бесконечно выпускать долговые обязательства и не опасаться дефолта. За последний год все сильно изменилось, так как мы поняли, что многие страны тонут в долгах. Страны в этом случае мало чем отличаются от физических лиц, — если у вас слишком много долгов и недостаточно доходов, вы станете банкротом. Государство также может обанкротиться! Два года назад в евро видели противовес доллару.

Кризис в еврозоне толкает вверх золото и серебро
Фото с сайта ale.by

В самом начале драмы Греция подтвердила свое ужасное долговое положение. Потом произошли долговые кризисы в Ирландии, Португалии и Испании. А сейчас уже Италия оказалась в списке потенциальных неплательщиков.

Евро вдруг стало не таким безопасным, как считалось ранее. В последнюю неделю все поняли, что проблема может усугубится, а заражение может распространится до такой степени, что само существование ЕС будет поставлено под угрозу. Некоторые считают, что евро находится под угрозой, в то время как другие говорят: нет, евро выживет, но в рамках измененной Еврозоны.

Репутация евро и доверие к нему сильно пострадали за это время. И это еще не конец. Золото и серебро выросли на плохих новостях из Европы и не упали даже после того, как премьер-министр Греции получил вотум доверия. Почему?

Евро и Еврозона в сравнении с Америкой и долларом

Еврозона — это группа из 32 государств, каждое с собственным независимым правительством, отдельной экономики, национальной идентичностью, языком и характером. Каждое государство управляет своими доходами и ведет свою политику, независимо от Еврозоны, при этом оставаясь ее частью. Другими словами, в отличие от США в Европе нет фискального союза. Все американцы говорят по-английски. Жители Европы, в первую очередь, граждане своей страны, и лишь во вторую — европейцы. И именно поэтому Европейский ЦБ не обладает полной свободой действий, чтобы самостоятельно спасти Грецию. Каждый нация в еврозоне по-прежнему автономна, несмотря на единую валюту. Этот союз значительно слабее, чем его аналог в Соединенных Штатах.

Евро всего десять лет от роду, но с момента своего создания оно заменило национальные валюты. Это было важным достижением, особенно потому, что так много независимых и непохожих государств с различиями в балансах платежей оказались в рамках единой валютной системы. Это как если бы члены еврозоны согласились поддерживать между собой фиксированные обменные курсы. Более слабые страны, присоединившиеся к евро, были зациклены на льготах и кредитах, тогда как сильные страны смогли остановить постоянное удорожание своих валют по отношению к валютам своих клиентов, — 40% торгового оборота Германии приходится на других членов ЕС. Это позволило немцам добиться огромных успехов и стать настоящей фабрикой Европы. Они также привлекли значительную часть капитала бедных членов в Германию, где его можно было инвестированы в эффективные отрасли. Бедные страны столкнулись с оттоком капитала. С точки зрения структуры напряжение и кризисы, которые мы сейчас видим, просто не могли не произойти.

Каждый штат в составе США является частью одной страны и экономики с единым федеральным правительством. В Штатах работает фискальный союз, доходы штатов поступают в их казну, а федеральные налоги, поступают в Минфин США. Такая интеграция хорошо оказалась успешной, но отдельным штатам также не удалось избежать тех кризисов, с которыми члены еврозоны сталкиваются сегодня. Многие штаты также являются банкротами, но многие из них будут спасены федеральным правительством.

Одним из основных отличий в этой ситуации является то, что у долга федерального правительства США есть «потолок» в размере 14,3 трлн долларов, который необходимо срочно поднять. Если он станет жертвой партийных разногласий и не будет поднят, Америка тоже столкнется с утратой доверия, от которого уже пострадало евро. Мы все знаем, что американские долги будут выплачены, но потеря доверия к долговым обязательствам нанесет непоправимый ущерб США в глазах иностранных кредиторов и банков. Кризис еврозоны поставил Америку в положение схожее с европейским.

Основное сходство между двумя сторонами Атлантики в том, что долговые обязательства не обслуживаются так, как было заранее оговорено. Доверие к этим странам и их валютам не может оставаться высоким, если они так небрежно обращаются со своими долговыми обязательствами. Именно утрата доверия и непреходящей ценности и акцентирует непреходящую ценность золота!

Доллар США последует за евро

Доллар США оказался структурно зависим от вливаний иностранного капитала, необходимых для сохранения его стабильности на иностранных торговых площадках. Пока США оставались господствующей супердержавой и контролировали систему ценообразования на нефть в долларах, структура американского баланса платежей не имела большого значения. Но по мере падения покупательной способности доллара на мировых биржах и роста влияния Китая, а также других развивающихся стран с профицитом торгового баланса, долговой кризис США стал намного более серьезным вне Штатов, чем внутри страны. Именно внешняя ценность, то есть котировки доллара, сильно влияет на цены на золото и серебро.  

Ситуация с кризисом еврозоны похожа на американскую: ценность и надежность евро за границами Европы будет влиять на цены на золото и серебро. Последствия чрезмерной долговой нагрузки состоят в том, что валюта не может поддерживать стабильной ценности. Серебро и золото эту способность сохраняют, что негативно отражается на валютах. 

Одно ключевое сходство между Европой и Штатами – это битва между финансами и политикой. В США долговой потолок стал заложником партийных разногласий. В Греции долговой кризис перешел с правительственного уровня на уровень голосования о мерах строгой экономии. Он проник в среду избирателей каждого депутата и дошел до индивидуальных избирателей. Это решающий фактор для политиков, которые будут руководствоваться потенциальными голосами избирателей, а не финансовым благоразумием. Мы считаем, что политики будут делать глупости, если им таким образом удастся купить голоса.

Так что если политика правит финансами и банковской системой это влияет на стоимость валют. Когда мы говорим о «стоимости» валюты, мы включаем в это понятие такие характеристики как надежность, достоверность и уверенность в том, что государственные долги будут выплачены в срок. Как только страна это теряет, она в этом смысле становится рискованной для иностранных инвесторов. Обменный курс не будет всего этого отражать, пока не начнет снижаться уровень реинвестирования иностранного капитала в такую страну. Но это произойдет только когда есть жизнеспособные альтернативы.

Например, мы убеждены, что когда китайский юань станет мировой валюты, в него устремится огромный поток капитала из доллара и евро. Позиции доллара в качестве главной валюты определяющей цену на нефть будут быстро сданы. Как только эти последствия будут включены в стоимость доллара и евро, мы увидим массовый переезд инвесторов в другие валютные дома. Еще более важно то, что значение золота и серебра в качестве альтернативы доллару и евро все больше будет оценено по достоинству.

Рост влияния золота и серебра

Когда любая из перечисленных выше ситуаций бьет по инвесторам на местном или международном уровне, они переходят в инвестиции, не страдающие от таких валютных кризисов. Из-за волнового эффекта подобных кризисов инвесторы будут избегать многих рынков. Если валюта падает в цене или теряет доверие, тоже самое происходит и на рынках от нее зависящих. Большинство активов в этой ситуации вырастит, кроме тех случаев, когда на их результаты негативно валютная слабость. Поэтому инвесторы ищут убежище, находящееся вне сферы влияния валют.

Золото и серебро заполняют эту категорию, — золото намного больше, чем серебро. Золото как международный торгуемый актив и валюта. На него не влияет то, что правительства не выполняют  свои обязательства. Правительство может использовать его в качестве платежного средства, когда это все, что у него осталось.

Перемена течения

Когда кредитный кризис ударил  в полную силу, мы вспомнили, что эффективность национальной валюты напрямую связана с ее экономикой, то есть стоимость валюты зависела от производительности и размеров экономики, но не обязательно имела отношение к ее реальной ценности. Когда началось количественное смягчение, стало ясно, что ее ценность контролируется ЦБ. Их главной задачей было поддержание внутренней ценовой стабильности, однако эта роль вскоре включила поддержку банковской системы, поддержание кредитоспособности страны и стимулирование экономики.

Начиная с 2005 года, цены на золото устойчиво росли примерно до 1200 долларов. В разгар кредитного кризиса они снизились до 1,000 долларов, так как лихорадочный поиск ликвидности привел к резкой распродаже всех активов, в том числе тех, что показали хорошие результаты.

В инструментах, которые должны были бы сохранять свою ценность, образовался огромный разрыв. Только активы, способные противостоять колебаниям ценности валют, могли решить эту задачу. После окончания ликвидации долгов, инвесторы вернулись к золоту и серебру для сохранения своего капитала. Новые сбережения развивающегося мира усилили это спрос. В развивающемся мире золото и серебро всегда будет рассматриваться как хранилище ценности и гарант финансовой безопасности. После окончания самой тяжелой фазы кризиса, цены на золото возобновили рост, а серебро последовало за ним.

Еще более подчеркивая мудрость покупателей драгоценных металлов, участники золотого соглашения ЦБ остановили продажи золота в 2009/10 гг., — мы не рассматриваем здесь продажи МВФ, совершавшиеся по другим причинам. Инвесторы из развивающихся стран начали увеличивать размер их покупок, подняв цены на золото до 1500 долларов и на серебро до 35 долларов. Сегодня ЦБ являются либо покупателями, либо владельцами золота, подкрепляя идею «золота как денег», то есть возвращаясь к периоду до отказа от золотого обеспечения.

Глобализация рынков золота лишает контроля

Когда мы увидели как правительства всего мира, как, например, в Южной Америке, России, Индии и Китая покупают и хранят золото в своих резервах, стало ясно, что золото теперь повсеместно признается государством ценным активом. Это превратило источник предложения размером в 34 тыс тонн в огромную, потенциальную группу покупателей золота.

США вместе с остальным развитым миром больше не могут объединиться против золота с помощью необеспеченных валют, привязанных к нефти, чтобы сдержать его рост.

Китай сильно отличается от развитых стран в этом отношении. Китай поощряет своих граждан и ЦБ покупать золото на протяжении нескольких лет. Они смотрят на денежные игры и валютную неопределенность с тревогой. Зачем им поддерживать валюты других стран, если в этом нет необходимости? И зачем им отдавать предпочтение этим валютам, а не золоту? Развивающийся мир видит в золоте в своих резервах  хранителя ценности.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться