Учитывая выдающиеся показатели золота, неудивительно, что стабильный спрос в течение десяти лет создал бычий тренд. А если принять во внимание то, что спрос в ближайшие годы будет только расти, поставщикам золота придется постараться.
Глобальное предложение золота
Для достижения экономического равновесия этого желтого металла потребители зависят от цепочки поставок, которая в течение многих лет была довольно стабильной. Основные источники предложения – добыча, вторичная переработка и продажи центральных банков слаженно работали ради удовлетворения спроса. К сожалению, с развитием бычьего рынка золота эта цепь поставок стала довольно нестабильной и ненадежной, а данные ресурсы проявили чрезвычайную волатильность.
Предложение продаж центральными банками оказалось в последнее время самым волатильным из основных источников. По данным уважаемой исследовательской и консалтинговой компании GFMS, в период с 1989 по 2007 годы продажи центральных банков в среднем составляли от 400 до 500 метрических тонн в год. За этот длительный промежуток времени международные органы кредитно-денежного регулирования сместили свои резервные ориентиры на необеспеченные валют ы и постоянно выбрасывали золото на рынок. Таким образом, эти продажи, на которые приходилось около 10-20% мирового предложения, стали надежным источником.
Но после недавних перипетий на мировых финансовых рынках ЦБ быстро поняли неразумность такого поведения. Страны вдруг начали беспокоиться как о своих собственных валютах, так и о тех, которые они хранили в качестве валютных резервов. Тем временем, золото все больше утверждало свои позиции в качестве мировой резервной валюты, каковой оно всегда и являлось, и неожиданно стало подлинной страховкой от колебаний необеспеченных валют.
В результате устойчивое и надежное предложение золота от продаж центральных банков столкнулось с реальной угрозой. Многие ЦБ сократили или вообще приостановили свои продажи. А некоторые «провокаторы» поплыли против течения и начали покупать. Согласно информации GFMS о продажах и покупках центральных банков, объем продаж за 2008 год сократился вполовину до чуть более 200 метрических тонн. В 2009 году он снижение было еще более мощным: предельные чистые продажи составили менее 50 метрических тонн. А затем, в 2010 году, впервые более чем за двадцать лет, центральные банки в реальности оказались чистыми покупателями золота.
С такими удивительными изменениями цепочка поставок золота не только полностью лишилась крупного источника, ЦБ сами стали потребителями и теперь борются за золото. И эта тенденция, скорее всего, сохранится. Уже в первом квартале 2011 года ЦБ приобрели больше золота (около 129 метрических тонн), чем за весь 2010 год!
Так что с полным исчезновением продаж центральных банков у остальных крупных компонентов предложения не осталось иного выбора, кроме как заменить собой выбывшего из строя бойца. И, к счастью, повышательная волатильность в сфере переработки помогала заполнить этот пробел в последние годы. В начале бычьего тренда золота на утилизацию приходилось около одной четвертой доли предложения. Но благодаря скачку цен на металл объем переработки взлетел до 40% от всего предложения.
Реальность такова, что цены на золото вынудили народ тщательно извлекать золотой лом из отработавшего оборудования и электроники. Значительно возросло количество людей, перерабатывающих старые украшения. Но, что интересно, такое увеличение продаж ювелирных изделий представляет собой некий нестабильный феномен, который, скорее всего, сойдет на нет в ближайшем будущем.
Любой, кто смотрит телевизор и слушает радио, знаком с потоком рекламных объявлений, размещенных компаниями, желающими забрать у вас ненужное золото. Можно также открыть вашу местную газету и узнать о ближайшей золотой вечеринке. Придите на одну из них со своими друзьями, и вы сможете преподнести свое золото ушлому хозяину, наслаждаясь коктейлями и закусками.
Проблема в том, что такое увеличение спроса на лом совпало с жестокой рецессией. Многие люди, сдающие свое золото, отчаянно нуждаются в деньгах для оплаты счетов и покупки еды для своих семей. И довольно скоро поток таких «отчаянных» продаж иссякнет.
Большинство заинтересованных в продаже своего золота уже это сделали, и, скорее всего, объем золота, поступающего из этого канала, уменьшится в ближайшие годы.
Так что без поставок из ЦБ и сокращения продаж лома система снабжения золотом ложится на плечи добывающих компаний. Однако, как видите, даже этот надежный поставщик может испытывать собственную волатильность.
Добыча всегда была первостепенным источником золота, на который в последнее время приходилось около 60% предложения. И с началом золотого быка, которое официально относят к 2001 году, добыча была довольно стабильной. По 2003 год добывающие компании поставляли не менее 2500 метрических тонн в течение пяти лет подряд.
Но обратите внимание, что в 2004 году добыча сократилась более чем на 6% всего за один год. И это было лишь началом резкого спада, в ходе которого добыча снизилась на целых 12,7% за пять лет. К 2008 году добывающие компании дошли до объемов, невиданных с середины 1990-х. Однако за этот же период цена золота выросла более чем вдвое.
Конечно, эта тенденция была довольно тревожной и еще больше усилила уже мощный бычий рынок золота. Было также странно, что такая тенденция вообще оказалась возможной при росте цен на золото. Учитывая рекордные максимумы цены, было бы логично предположить, что добывающие компании сделают все возможное, чтобы нарастить объемы. И что даже стада новых участников рынка начнут вносить существенный вклад. Однако в течение семи лет после начала золотого быка добывающие компании не могли ответить на призыв.
Существует множество объяснений такого колоссального сокращения объемов добычи, но, в конечном счете, это превратилось в системную проблему золотодобывающей промышленности. Проще говоря, этот спад был прямым последствием медведя, предшествовавшего нынешнему быку.
В этот холодный мрачный период конца 1980-х и 1990-х годов низкие цены на золото едва позволяли добывающим компаниям сводить концы с концами. А те, кто выживали, концентрировались на текущей деятельности, работая над оптимизацией и расширением существующих рудников. Учитывая низкие ставки и отсутствие интереса со стороны инвесторов, они просто не имели финансовой возможности исследовать новые залежи и развивать новые рудники.
Этот продолжительный застой в разведке месторождений привел к отсутствию открытий и, соответственно, пополнения запасов. А затишье в разработке не позволило золотодобывающей промышленности выстроить новые шахты. Как ясно видно из вышеуказанного графика, это отсутствие активности привело к серьезным последствиям.
Когда разработанные шахты опустошают свои запасы, они либо закрываются, либо переключаются на низкокачественную руду, что приводит к естественному снижению добычи. Обычно это не проблема, если новые шахты появляются достаточно быстро, чтобы покрыть дефицит отработанных. Но без стабильного строительства нового поколения шахт для компенсации недостатка, совокупная добыча снижается за короткий период времени.
К счастью, на фоне снижения добычи компании старались остановить кровотечение и выправить судно. Более высокие цены в этом бычьем тренде и рост цен на акции позволили им, наконец, направить капитал на исследование и разработку. А результатом стало увеличение открытых месторождений и строительства новых шахт.
Но так же как ущерб от предыдущего цикла изысканий оказал тормозящее влияние, просочившееся даже в нынешний бычий тренд, текущему циклу исследований понадобилось много лет, чтобы опередить кривую истощения. На то, чтобы перейти от изысканий к добыче, уходит много времени и денег. Наконец, в 2009 году мы начали видеть плоды нынешнего цикла исследований, а за последние два года рост добычи составил 10,6% до годового объема в 2500 метрических тонн (в соответствии с данными Геологической службы США).
Этот недавний рост – конечно же, хорошая новость, но плохая новость состоит в том, что объем добычи все еще на 3% отстает от нынешнего быка. А перед лицом растущего спроса и ослабления других источников предложения это огромная проблема. У этих добывающих компаний было десять лет, чтобы нарастить добычу, а тот факт, что они до сих пор этого не сделали, указывает на наличие структурной проблемы. Естественная задержка перехода новых шахт из стадии изысканий в стадию добычи – это одно, но в этой проблемной индустрии есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
Несомненно, золотодобыча – это жесткий бизнес. И со временем он становится только жестче. Золото не случайно считается редким драгоценным металлом, оно присутствует в финансовых потоках. Добывающие компании поняли, что доступные прибыли кончились, что вынудило их проявить изобретательность в разработке низкокачественных и сложных руд. Но этот геологический парадокс – лишь одна из многих проблем, с которыми имеют дело добывающие компании.
Они также подвергаются эксплуатационному риску различных уровней. И давайте не будем забывать о геополитическом риске. Жадные правительства рвутся к большему куску пирога, труд рабочих, объединенных в профсоюзы, стоит дороже, чем когда-либо, законодательные нормативы все больше ужесточаются, а неверно информированные защитники окружающей среды имеют слишком много связей с бюрократами.
Так что же это значит для будущего добычи? Что ж, по мнению большинства экспертов, оно останется трудным и нестабильным. Добывающие компании будут работать во все более неблагоприятных условиях. И, по всей вероятности, им придется сообща удовлетворять растущий спрос в ближайшие годы.
К счастью, существенное увеличение предложения за последние пару лет несколько сняло напряжение в этот период. Но не стоит обольщаться по поводу такого необычного уровня роста. Такой впечатляющий показатель, по большей части, связан с долгожданным введением в эксплуатацию ряда крупных шахт, а такие события не происходят ежегодно.
В целом инфраструктура золотодобывающей промышленности все еще находится в поздней стадии разработки, что потребует запуска множества новых шахт, чтобы компенсировать перебои из-за опустошения резервов в ближайшие годы. Но даже при таких высоких ценах это легче сказать, чем сделать. В действительности, даже с учетом недавнего резкого увеличения объема добычи ходят слухи, что пик добычи золота в мире не за горами, если еще не миновал.
Лично я не верю в эту теорию по разным причинам, невзирая на тот факт, что 2011 год может оказаться рекордным для добычи. Реальность такова, что если цена будет адекватной, то со временем добывающие компании должны суметь удовлетворить любой спрос. В земной коре много золота, которое экономически невыгодно добывать при цене в $1000, но определенно будет выгодно при $2000 и выше.
Независимо от проблем, суть в том, что если спрос на золото продолжит расти, соответственно, должно вырасти и предложение поставщиков. А учитывая долгосрочные бычьи показатели золота, нам стоит ожидать, что увеличение спроса будет оказывать давление на предложение добывающей промышленности еще несколько лет.
С точки зрения инвестора, золото, конечно будет продолжать наращивать показатели. И, как известно любому искушенному трейдеру, неблагоприятная обстановка дает большие возможности. Реальные прибыли все еще присущи акциям элитных добывающих компаний, способных успешно эксплуатировать аспект предложения на рынке золота.
Крупнейшие и лучшие добывающие компании мира довольно прилично заработали за последние десять лет. А их акции эффективно использовали показатели золота, вознаградив инвесторов баснословными прибылями. Если в качестве примера рассмотреть индекс акций золотодобывающих компаний HUI, то коэффициент увеличения прибыли в нынешнем бычьем тренде, составивший примерно 3:1, принес более 1500% прибыли владельцам этих акций!
Удивительно, но даже несмотря на такие прекрасные долгосрочные показатели инвесторы в акции золотодобывающих компаний в последние годы не почувствовали особой любви. По сути, многие скажут, что акции этих компаний выдали плохие показатели. И, действительно, в этом пренебрежении к акциям что-то есть.
Интересно, что до 2009 года индекс HUI выступал как позитивный леверидж к золоту достигал 5:1. Но семь долгих лет позитивного рычага в этом диапазоне быстро теряются, если проанализировать показатели добывающих компаний относительно золота за этот период. В частности, последние 18 месяцев были просто ужасны. В 2010 году, когда золото подорожало на 30%, а индекс HUI вырос на 33%, левередж был всего лишь 1,1:1. А на данный момент в 2011 году золото выросло на 6%, а индекс HUI упал на 9%, и рычаг превратился в отрицательный.
Это отсутствие положительного рычага является действительно тревожной тенденцией, которая заставляет задуматься долгосрочных инвесторов в акции золотодобытчиков и спекулянтов. Конечно, 2008 годы был годом Большой биржевой паники, а также, по случайному совпадению, годом минимальной добычи. Неужели паника на рынке сместила рычаг? Неужели рост объемов добычи за последние пару лет заморозил реакцию инвесторов на важность золотодобытчиков? Кто знает! Мы знаем наверняка, что акции золотодобывающих компаний были самым горячим сектором на всех рынках, а теперь, похоже, они потеряли свой блеск и волшебство.
Что же, былые дни положительного рычага миновали? На корпоративном уровне, если судить по индексу HUI, — вероятно так. Даже до паники на рынках леверидж у отдельных компаний снижался. И одной серьезной причиной этому является то, что многие добытчики, входящие в этот индекс, стали настолько крупными, что даже их размер не позволяет им получать большие прибыли.
С другой стороны, акции более крупных компаний должны давать положительный леверидж на основании своего неотъемлемого риска. 5:1 было отлично, 3:1 – просто фантастика, и даже 2:1, скорее всего, было бы достаточно, чтобы привлечь трейдеров в акции добывающих компаний. Но 1:1 и/или более слабые показатели неприемлемы. Неудивительно, что инвесторы избегают их!
Эксперты портала Zeal считают недавние показатели акций золотодобывающих компаний аномальной загадкой. И что акции, входящие в индекс HUI, вернутся к позитивному левериджу относительно золота. Но, учитывая сложившиеся обстоятельства, скорее всего, наступает момент, когда пора тщательно подходить к выбору акций и не ожидать заоблачных прибылей от всех акций золотодобывающих компаний. Добывающим компаниям все равно нужно вести добычу, просто нужно выбирать тех, кто разбогатеет в процессе.
Сегодня существует намного больше акций золотодобытчиков, чем в начале бычьего тренда, и инвесторы больше не могут рассчитывать, что горстка акций обгонят золото. Но акции тех компаний, которые владеют правильными месторождениями и работают с правильной маржей, должны намного обогнать его и принести отличный леверидж.
И хотя пока что мы держались в стороне от акций золотодобытчиков на протяжении большей части 2011 года, мы планируем передислоцироваться в ближайшие месяцы в соответствии с техническими показателями/ базисными факторами. Надеемся, что прибыли будут такими же, как и в прошлом году!
Суть в том, что в последние годы в мировой цепи поставок произошел радикальный сдвиг. Продажи центральных банков прекратились на фоне глобального финансового кризиса, утилизация лома возросла, так как оппортунисты наживаются на росте цен на золото, а предложение добычи выросло повсеместно, потому что на рынок оказывают влияние медвежий/бычий циклы изысканий.
И по причинам, указанным выше, именно добыча будет ключевым компонентом дальнейшего экономического равновесия золота. Этот источник был и будет основным поставщиком золота, и инвесторы должны иметь возможность направлять добывающие компании, чтобы заработать на нынешнем бычьем тренде. Разумно подходите к наполнению портфеля акциями первоклассных золотодобывающих компаний, и вы снова сможете получить легендарные прибыли.
Комментарии