Минфин - Курсы валют Украины

Установить
17 июня 2011, 16:10 Читати українською

Упрощенка: малый бизнес настроился на худшее

17 июня, Верховная Рада приняла правительственный законопроект по упрощенной системе налогообложения. При этом парламентарии проигнорировали пожеланиям премьер-министра Николая Азарова — принять документ в целом и ничего в нем не менять. Учитывая факт существования двух альтернативных законопроектов, парламент решил доработать документ и учесть в нем лучшие наработки.

Упрощенка: малый бизнес настроился на худшее
Фото с сайта internet-money.com.ua

Правительственный законопроект об упрощенной системе не исправляет фундаментальных ошибок Налогового кодекса, заявила народный депутат (БЮТ), глава парламентского Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская, комментируя принятие документа в первом чтении. По мнению главы Комитета ВР, в законопроекте, который представил Кабмин, остались неучтенными ряд принципиальных норм, на которых настаивает предпринимательское сообщество. «В частности, в этом документе есть абсолютно неприемлемые предложения, позволяющие крупным компаниям оптимизировать налогообложение с помощью упрощенной системы. Одно из самых важных наших требований к законопроекту Кабмина — изъять заложенные в нем схемы уклонения от уплаты налогов и минимизации налоговых обязательств, установить оптимальный перечень видов деятельности, не подпадающих под упрощенную систему. Если этот закон вступит в действие в нынешнем виде, он станет очередной профанацией реформ в налоговой сфере», — считает Королевская.

Представляя свое детище народный депутат (НУНС) Арсений Яценюк отметил, что его законопроект предполагает возвращение к качественной упрощенной системе налогообложения. «Той упрощенной системе, которая дает украинцам возможность заработать на себя и свою семью. Малые предприниматели — не бизнесмены, это простые люди, которые хотят выживать в этих условиях. Бизнесмены — вы, представители Партии регионов, которые держат весь индустриальный сектор страны, крупные капиталисты», — заявил Яценюк с парламентской трибуны.

Как отмечается на сайте партии «Фронт Змін», также проектом предлагается внедрить новый правозащитный институт — пост уполномоченного по вопросам защиты прав налогоплательщиков, который мониторил бы выполнение налогового законодательства и соблюдение прав налогоплательщиков.

Правительственный законопроект по упрощенной системе налогообложения после доработки может измениться в худшую сторону, считает глава ВО предпринимателей малого и среднего бизнеса «Фортеця», один из авторов правительственного документа Оксана Продан. По ее словам, документ нужно было принимать в целом, потому что в нем найден паритет. «Если в процессе доработки проекта уберут часть ограничительных норм, например, по регистрации НДС или по видам деятельности — я только за. Но, к сожалению, как показывает опыт, подобные доработки часто используются для противоположных целей. Как бы нам этого ни хотелось, но доработку документа попробуют свести к тому, чтобы ужать предпринимателей», — считает она.

Продан также удивлена тем, что за проект не голосовали представители оппозиции. «Оба альтернативных законопроекта писались на базе концепции, разработанной представителями ВО „Фортеця“, которая и стала основой правительственного документа. Кроме того, перед голосованием было принято решение — при доработке законопроекта учесть лучшие наработки и нормы проекта Яценюка, и проекта Королевской. Я думаю, авторы альтернативных законопроектов должны были голосовать за этот документ в первом чтении».

Она подчеркнула, что политические игры, которые сейчас ведутся вокруг реформирования упрощенной системы налогообложения, — рискованны и могут стать судьбоносными для малого и среднего бизнеса.

Осчастливить упрощенцев депутаты планируют до конца текущей сессии. Как отметил глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник, предложенные в законопроекте нормы еще будут дорабатываться экспертами профильного комитета. «После принятия законопроекта будет создана рабочая группа, которая согласует все проблемные вопросы относительно налогообложения малого и среднего бизнеса. Думаю, что до конца текущей сессии мы примем сбалансированный документ», — подытожил Хомутынник.

Как отмечает источник, среди основных новаций упрощенной системы налогообложения является то, что все налогоплательщики — физлица разделены на категории (в зависимости от объема дохода, наличия нанятых работников и вида деятельности).

К первой категории отнесены лица, занимающиеся ремесленной деятельностью; розничной продажей товаров на рынках (то есть именно в эту категорию попадут нынешние плательщики фиксированного налога); предоставлением бытовых услуг населению. При этом у них не должно быть наемных работников, а годовой доход не должен превышать 150 минимальных зарплат. Такие налогоплательщики будут уплачивать налог по ставке от 1 до 10 % «минималок».

Ко второй категории отнесены те, кто занимается производством товаров; продажей товаров; предоставлением услуг «упрощенцам» и населению (кроме посреднических услуг в сфере операций с недвижимостью, а также в сфере страхования); ресторанным бизнесом. При этом количество наемных работников не должно превышать 10 человек, а годовой доход — 1000 минимальных зарплат. Ставка налога в таком случае составит от 2 до 20 % минимальных заработных плат.

Для этих категорий налогоплательщиков помесячные ставки налога в указанных пределах будут устанавливаться местными советами ежегодно, в зависимости от вида хоздеятельности.

К третьей категории отнесены лица, занимающиеся остальными видами деятельности (с учетом ограничений, установленных НК). При этом количество нанятых сотрудников не должно превышать 10 человек, а годовой доход — 2000 минимальных зарплат. При этом ставка налога составляет 3 % базы налогообложения для плательщиков НДС и 5 % — для неплательщиков НДС (за исключением производителей, реализующих исключительно продукцию собственного производства; для них ставка снижается в 2 раза).

Относительно требований, предъявляемым к юрлицам-единоналожникам, нужно выделить такие: количество нанятых работников не должно превышать 50 человек; годовой доход не должен превышать 5000 минимальных зарплат. Ставки налога устанавливается аналогично ставке, применяемой для третьей категории физлиц-единоналожников. Еще один позитивный момент: возможность регистрации упрощенцев плательщиками НДС.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться