Основным механизмом, который применяет правительство Украины для решения проблемы наличия у «Нафтогаза» средств для расчетов с «Газпромом», является увеличение уставного капитала компании. Впервые к этому прибегло правительство Юлии Тимошенко, а правительство Николая Азарова переняло эту практику.
На сумму увеличения уставного капитала «Нафтогаза» Министерство финансов Украины выпускает облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и вносит их от имени государства в оплату за дополнительные акции «Нафтогаза». В дальнейшем НАК продает полученные ОВГЗ государственным банкам и полученные средства использует для расчетов с «Газпромом». В свою очередь, государственные банки для покупки ОВГЗ у «Нафтогаза» получают средства из бюджета или от Нацбанка Украины. То есть, по большому счету, речь идет о схеме, при помощи которой легализируется использование государственных средств (в том числе золотовалютного резерва Украины) для оплаты «Газпрому» за поставленный в Украину российский газ.
Масштаб этой схемы поражает: фактически за последние полтора года уставный капитал «Нафтогаза» был увеличен более чем в семь раз, или на 40 млрд грн (5 млрд долл).
Использование такой схемы связано с рядом достаточно крупных рисков для «Нафтогаза Украины». Так, полученные от увеличения уставного капитала средства тратятся не на инвестиции (например, на добычу нефти и газа в Украине) и не на материально-техническое переоснащение компании, а на оплату российскому монополисту стоимости природного газа, который поставляется через ДП «Газ Украины» облгазам для последующей доставки конечным потребителям. При этом облгазы не спешат рассчитываться с «Нафтогазом». Зачем, если их задолженность перед НАК может просто так списать государство (как это произошло в результате принятия 12 мая 2011 года закона №3319, согласно которому списали 12,3 млрд грн задолженности теплокоммунэнерго и облгазов перед «Нафтогазом»).
Таким образом, средства от увеличения уставного капитала «Нафтогаза» трансформируются в дебиторскую задолженность компании со слишком малыми шансами на ее взыскание. Мизерность таких шансов объясняется как действием моратория на принудительное взыскание задолженности с предприятий ТЭК по закону №2711, так и более чем лояльным отношением государства к накоплению задолженности у ТЭК. Все это превращает «Нафтогаз» в структуру с красивыми «бумажными» показателями, которые, однако, не отображают реального состояния дел.
Кроме того, механизм увеличения уставного капитала «Нафтогаза» для оплаты стоимости импортированного газа носит скорее чрезвычайный характер и не может применяться на постоянной основе. Ведь государственный бюджет Украины и ее золотовалютные резервы не бездонные, за состоянием бюджетных показателей внимательно следит МВФ, а постоянное использование в схеме дотирования «Нафтогаза» государственных банков негативно влияет на показатели их деятельности и значительно увеличивает для них финансовые риски. Постоянные вливания средств со стороны правительства в уставный капитал «Нафтогаза» для последующей оплаты импортированного газа являются лишь постоянным исчерпанием «запаса прочности» украинской экономики и связаны с рисками значительного ухудшения ситуации не только в топливно-энергетическом комплексе Украины, но и в банковско-финансовом секторе страны.
11 июня 2011, 12:10
Читати українською
Постоянные вливания правительством в «Нафтогаз» угрожают экономике Украины
Источник:
Зеркало недели
Комментарии