Нигерия, крупнейший производитель нефти в Африке, может быть новым источником шока на нефтяном рынке вдобавок к опасениям трейдеров по поводу поставок из Ливии и потрясений на Ближнем Востоке, пишет финансовое издание MarketWatch.
Нигерия толкнёт нефтяные цены ещё выше
Первый раунд выборов в правительство Нигерии, начавшихся в минувшую субботу, сопровождался насилием и взрывом в офисе избирательной комиссии за день до начала голосования. Президентские выборы в этой стране намечены на 16 апреля, а губернаторские — на 26 апреля этого года.
Парламентские выборы 9 апреля уже были отложены на неделю из-за «материально-технических проблем». Это принесло «четкие опасения, что Нигерия увидит повторение вбросов бюллетеней, запугивание избирателей и массовое мошенничество, которые омрачали выборы в 2003 и 2007 годах», опасаются аналитики Barclays.
В марте 2011 года был нанесен удар по нефтяному объекту итальянского концерна Eni S.pA. Движение за освобождение дельты Нигера взяло на себя ответственность за нападение и пообещало повторения атак, пишет The Wall Street Journal.
В 2008 году военное вмешательство в дела племен дельты Нигера вызвало «резкое сокращение добычи нефти и помогло вырасти ценам на нефть в мире до 145 долларов за баррель», говорит Марк Уильямс, эксперт в области управления рисками и финансирования, профессор Бостонского университета.
На прошедшей неделе случившийся на нефтяном месторождении Ливии пожар спровоцировал скачок фьючерсов более чем на 2% до максимальных значений за 30 месяцев.
Доля Нигерии в мировой добыче нефти сопоставима с ливийской. Эта страна добывала чуть более 2,2 млн баррелей в сутки, согласно последним данным Агентства энергетической информации США, которые датируются 2009 годом. Такие объемы добычи позволяют Нигерии претендовать на 14 место по производству нефти в мире и на первое — в Африке.
Однако для США Нигерия — гораздо более важный рынок, чем Ливия. Эта западноафриканская страна входит в ОПЕК и является четвертым поставщиком сырой нефти в США после Канады, Мексики и Саудовской Аравии, тогда как поставки нефти из Ливии были необходимы, в основном, Италии и Франции.
Для самой же Нигерии нефть — основной экспортный товар, обеспечивающий большую часть валютных поступлений в страну. Transparency International считает Нигерию одной из наиболее коррумпированных стран. Хотя в стране нефтедобыча контролируется государством, до 80% доходов от продажи нефти идет 1% населения.
«Предстоящие выборы [президентские и губернаторские] могут добавить еще больше неопределенности и политической нестабильности», — опасается Уильямс из Бостонского университета.
Мартовские потрясения, связанные с Ливией, показали, «как колебания в дневной добыче нефти, даже если это лишь 2% спроса на мировом рынке, могут взвинтить цены», говорит профессор Бостонского университета Марк Уильямс.
Действующий нигерийский президент Гудлак Джонатан, как ожидается, победит и на этих выборах, однако его Народная демократическая партия находится под давлением и пытается противостоять потере большинства в Национальном собрании. «Победа Джонатана на выборах может означать продолжение проблем от Движения за освобождение дельты Нигера, которое не поддерживает его», — считает Джеймс Уильяма, экономист WTRG Economics. Именно Движение за освобождение дельты Нигера является основным источником предыдущих атак на нефтяную инфраструктуру страны в политических целях, по данным EIA.
Эксперты Barclays предупреждают, что «традиционное представление о том, что прибрежные мощности находятся вне досягаемости для боевиков, сильно скомпрометированы успешным нападением на платформу Shell в 2008 году», а «вероятность диверсий на объектах нефтяной инфраструктуры остается повышенной».
Перебои в поставках нигерийской нефти, сопоставимые с сокращением добычи предыдущих лет, могут добавить около 8 долларов к текущим ценам барреля нефти, говорит WSJ Энди Липоу, президент Lipow Oil Associates.
Комментарии