В минувшем году правительство поставило задачу провести масштабную регуляторную реформу, добившись роста страны в рейтинге Doing Business с непочетного 145-го места до более высокой позиции – вплоть до топ-30 стран по легкости ведения бизнеса. Для выполнения долгосрочного плана уже проведен ряд реформ, которые позволяют рассчитывать на улучшение инвестиционного климата страны. Сейчас Украина не только имеет худший рейтинг среди всех европейских стран, но и занимает вторую с конца позицию среди стран СНГ (Украина опережает лишь Таджикистан), передаёт Коммерсант-Украина в статье «Малый вперед».
Правительство уменьшает количество и сроки выдачи лицензий для бизнеса
Ключевые изменения следующие. Отменено лицензирование 18 видов экономической деятельности, среди которых – перевозка грузов, производство биогаза и жидкого топлива из биомассы, предоставление туристических услуг; также упрощено лицензирование строительных работ. Кроме того, для большинства видов деятельности лицензии стали выдавать на неограниченный срок. Согласно закону «О регулировании градостроительной деятельности», количество разрешительных документов и согласительных процедур в строительстве уменьшилось почти вчетверо – с 93 до 23, а время их получения сократилось с 12 до 2 месяцев.
Принятые в декабре законы «О рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «Об общей безопасности непищевой продукции» предусматривают переход от контроля норм стандартов к соответствию техническим регламентам. Определен также список товаров, подпадающих под действие технических регламентов (например, игрушки, бытовая техника, текстиль и изделия из искусственного меха, услуги общественного питания).
В разрешительной системе введен декларативный принцип совершения хоздеятельности на основе подачи декларации о намерениях, не требующий получения разрешений. Эта норма не распространяется лишь на 94 вида деятельности, список которых утвержден Кабмином. Приняты изменения в закон «Об основах положения государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», предусматривающие наличие одной инспекции в составе каждого органа исполнительной власти, что требует сокращения инспекции с нынешних 85 органов на треть. Для упрощения создания/ликвидации бизнеса введена электронная регистрация юридических лиц и субъектов предпринимательства.
Бизнес и ныне там
Предприятия пока не почувствовали последствия этих реформ. «Возможно, дело во временном лаге, но бизнес, к сожалению, пока не почувствовал эффекта от этих действий»,– отметил исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко. «У нас большие ожидания от вступления в силу закона о рыночном надзоре, а пока бизнес лишь жалуется на замену форм деклараций и других документов»,– заявила председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности «Укрлегпром» Валентина Изовит.
Проблемой для бизнеса является имплементация норм, часто требующая принятия новых подзаконных актов или отмены старых противоречивых положений. «Законы хорошие, и мы ждем, что они упростят нам работу, но из-за отсутствия подзаконных актов они не вступили в силу. Непонятно, какими в итоге будут эти нормы после принятия подзаконных актов»,– заявил директор Dragon Development Олег Куринной. Примером долгой имплементации является разрешение о ведении хозяйственной деятельности по принципу молчаливого согласия. Это принцип законодательно был принят еще в 2009 году, однако его применение блокировалось действием ст. 164 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за проведение хозяйственной деятельности без получения разрешительного документа. Соответствующая статья кодекса была окончательно отменена лишь в марте 2011 года.
По этой же схеме могут быть заблокированы другие принятые за последний год акты о дерегуляции, опасаются народные депутаты. «Практически по всем принятым документам существуют оговорки, непосредственным образом искажающие их суть»,– уверена замглавы комитета Верховной рады по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства Ксения Ляпина («Наша Украина–Народная самооборона»). По ее словам, при принятии закона о декларативном принципе Кабинету министров было поручено определить список видов деятельности, ведение которых невозможно без получения разрешающих документов. «Однако Кабмин внес в этот список практически все основные виды деятельности, полностью исказив смысл принятого документа»,– отметила депутат.
По словам госпожи Ляпиной, сокращены в основном лишь мало используемые лицензии: «Исключением стали лицензии на турагентскую деятельность и на грузовые перевозки – отмена остальных лицензий не облегчит работу бизнеса». Ксения Ляпина опасается, что введение в силу принципа рыночного надзора, запланированное на июль, будет перенесено. «По крайней мере, Кабмин не делает ничего, чтобы привести свои акты в соответствие с этим принципом»,– объяснила она. С наличием такой проблемы согласился президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, депутат от Партии регионов Анатолий Кинах: «Те решения по дерегуляции, которые уже приняты, блокируются тем, что Кабмин отстает в подготовке подзаконных актов, необходимых для вступления в силу норм».
На высшем уровне
Парламент пока не готов поддерживать законопроекты о дерегуляции, уверяет госпожа Ляпина и приводит в качестве примера голосование от 17 марта об отмене обязательного применения печатей в хозяйственной деятельности: «Несмотря на то что автором законопроекта #8215 являлся Кабмин, за него голосовали всего 15 депутатов». По ее словам, принятие законопроектов о дерегуляции может гарантировать президент. «Парламент принял закон о рыночном надзоре, ведь его автором был президент. Без такого сопровождения все инициативы по дерегуляции, даже исходящие от Кабмина, полностью игнорируются депутатами»,– отметила госпожа Ляпина.
С этим согласилась экс-глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель: «Дерегуляция – прежде всего политическая воля. И мы так и не получили ответ на вопрос, насколько власть заинтересована в таких реформах». В парламентском большинстве считают причиной непринятия законов о дерегуляции их слабую подготовку. «Возьмем, к примеру, отмену печатей. Безусловно, такой шаг направлен на упрощение работы бизнеса. Однако необходимо принять во внимание, что в нынешних условиях это может осложнить противодействие рейдерству, что вызвало негативное решение депутатов»,– объяснил господин Кинах. Его коллега по фракции Алексей Плотников сообщил, что работа над регуляторной реформой началась лишь в конце прошлого года: «Президент заявил о начале регуляторной реформы в ноябре, поэтому речь идет о полномасштабных реформах, в которых мы пока находимся на начальной стадии».
Комментарии - 2